День независимости... от независимости
Только страна отпраздновала День независимости, как власть решила праздник испортить и уже на следующий день примерно наказать того, кто, по мнению власти, этой независимостью злоупотребляет. Но поскольку в действующем уголовном законодательстве нет нормы, предусматривающей ответственность за злоупотребление этой, никому по сути неведомой, независимостью, решили предъявить обвинение по имеющейся статье УК РФ от 13.06.96 г. N 63-ФЗ (действующая редакция) - ст.159 (Раздел VIII «Преступления в сфере экономики» Глава 21 «Преступления против собственности») «Мошенничество». Следствие считает, что в результате ряда незаконных действий Гусинский вместе с некоторыми руководителями Федерального государственного предприятия «Российская государственная компания «Русское видео» изъяли из собственности государства имущество стоимостью не менее десяти миллионов долларов США».
Мошенничество - хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Чьим доверием злоупотребил Владимир Гусинский, не совсем ясно, а вот чьим доверием злоупотребляет власть - понятно всем. Вернее, не всем поголовно, а только тем, кто чувствует, что его держат за дурака.
Шум вокруг истории с арестом главы холдинга «Медиа-Мост» продолжает усиливаться, а власть тем временем продолжает недоумевать, почему все так всполошились. И, наверное, чтобы успокоить, к журналистам отправили главу ГУИН Минюста РФ Лисенкова, который совершенно серьезно заявил, что Гусинского встретили хорошо, поскольку «НТВ в Бутырке смотрят в каждой камере». Видимо, сейчас и Гусинский наблюдает за тем, как развиваются события вокруг этого дела.
А события развиваются таким образом, что невольно задумываешься, что собственно происходит? Как известно, в день ареста Гусинского В. Путин находился с визитом в Испании. На сообщение о случившемся президент отреагировал так: «Для меня это - сомнительный подарок». Ну, то, что сомнительный, никто не спорит. А вот подарок ли? Если предположить, что инициатива Генпрокуратуры действительно была реализована без его ведома, то значит, что с президентом не считаются, и кто на самом деле руководит страной, не понятно. А если президент дал добро на проведение этой операции, то он, как минимум,...говорит не правду.
Но президент продолжает упорствовать в том, что он здесь ни при чем. И, теперь уже в Германии, заявляет, «что брать Гусинского под стражу не следовало», потому что с ним «можно было работать», не заключая его под стражу, «а взяв подписку о невыезде». И вообще, как сказал председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, «у прокуратуры должны были быть весьма веские основания». Но, по всей видимости, с представлением оснований у Генпрокуратуры дела обстояли не лучшим образом. До момента предъявления обвинения человек является подозреваемым в совершении преступления. Разница между этими понятиями следующая:
подозреваемый - лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения;
обвиняемый - лицо, в отношении которого в порядке, установленном УПК РСФСР, вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления.
Такая формулировка содержится в ст.2 «Основные понятия» Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ (с изменениями от 21 июля 1998 г.). В соответствии с положениями УПК РСФСР от 27 октября 1960 г. (действующая редакция), лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, может быть задержано только при наличии одного из трех оснований (ст. 122 «Задержание подозреваемого в совершении преступления» Глава девятая «Дознание»). Основания следующие:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо, как на совершившее преступление;
3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег или когда оно не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена личность подозреваемого.
О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания обязан составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного, времени составления протокола и в течение двадцати четырех часов сделать письменное сообщение прокурору. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В течение сорока восьми часов с момента получения извещения о произведенном задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного. 16 июня, заметьте на третьи сутки, стало известно, что освобождения пока не предвидится. Владимиру Гусинскому было предъявлено обвинение по ст.159 УК РФ.
|