Пистолет стрелял сам, а на главу администрации напало дерево
Измайлов В.
Как защищают от закона новую чеченскую элиту
Недавно “Новая” рассказала несколько занимательных историй из жизни новой чиновничьей элиты Чечни, пришедшей к власти вместе с Рамзаном Кадыровым. Напомним, поскольку истории эти получили фантастическое продолжение.
30 августа 2004 года нынешний глава Ачхой-Мартановского района (тогда он ходил еще в замах, а еще раньше — в боевиках) Муса Дадаев, как бы это сказать помягче, шумно вошел в местное отделение Россельхозбанка, побранил от души сотрудников, сделавших ему замечание, а когда охранник Амирхан Хаджаев попытался его урезонить, открыл стрельбу. Хаджаев и посетитель банка Адам Агаев были ранены. Этот факт зарегистрирован в местном РОВД, есть множество свидетелей.
Наша публикация была направлена в прокуратуру республики. Прокурор Чечни поставил задачу прокуратуре Ачхой-Мартановского района разобраться. Районный прокурор Ш.М. Абдул-Кадыров и следователь М.А. Джабраилов разобрались. С точки зрения местного закона ситуация выглядит так.
“Ранения они (Хаджаев и Агаев. — В.И.) получили в результате самопроизвольных выстрелов из табельного оружия (выделено мною. — В.И.) Дадаева <…> …которое находилось у него на поясе” <…> “Первым был ранен Хаджаев в результате потасовки, когда он попытался вывести Дадаева из банка, а Агаев, неправильно оценив ситуацию, пытался отобрать пистолет у заместителя главы администрации, который в это время его разряжал. С Дадаевым они помирились (оба пострадавших находились в больнице с ранениями и чудом остались живы. — В.И.) и никаких претензий к нему не имеют”.
Ну и, естественно, в связи со столь чудесно разрешившимися обстоятельствами “в возбуждении уголовного дела в отношении Дадаева М.М. отказано <…> за отсутствием в действиях последнего состава преступления”.
Точно так же счастливым для главы района Дадаева образом сложились обстоятельства и по другому эпизоду. Избиению главы администрации селения Шаамиюрт. Опять-таки напомню: в марте этого года Муса Дадаев и его телохранители побили Саид-Магомеда Багаева на глазах многочисленных сельчан. Багаев с черепно-мозговыми травмами попал в больницу.
Прокуратура творчески подошла к расследованию обстоятельств инцидента. “По предложению главы администрации района Дадаева, он с Багаевым отъехали на легковой машине с места проведения субботника для выяснения отношений. В салоне автомобиля между конфликтующими состоялся разговор на повышенных тонах, после чего они разошлись по домам… В Ачхой-Мартановской ЦРБ он (Багаев) лежал в связи с тем, что простудился на субботнике. У него также имелась небольшая травма головы, полученная в результате падения дома с дерева…”.
Надо ли говорить, что подобные выводы подкреплены многочисленными показаниями жителей района, панически боящихся главу района Мусу Дадаева и его брата Ибрагима по кличке Медведь, которые держали в страхе весь район еще задолго до своего стремительного продвижения по карьерной лестнице — когда бегали с оружием по лесам. Медведь теперь, кстати, высокий милицейский чин.
Конечно, чтобы в сегодняшней Чечне работать в прокуратуре, необходимо иметь огромное мужество. Если, конечно, работать, а не выводить из-под удара любимых соратников президента. Один известный мне районный прокурор убеждал обращавшихся к нему за помощью земляков, у которых похитили родственников, не писать официальных заявлений в прокуратуру. “Иначе, — говорил он, — может быть еще хуже. Придут федералы и изнасилуют ваших женщин”.
Прокурора в Чечне могут убить, похитить, могут украсть его детей и родственников. Таких примеров я знаю немало: сам работал по освобождению из плена сотрудников прокуратуры. Именно потому на ключевые должности в чеченской прокуратуре Москва просто вынуждена ставить специалистов из других регионов России: не обремененных семьей, обязательствами, клановостью и многим чем еще, что не позволяет установить законность на территории многострадальной республики.
Таких не любят.
Правозащитник и прокурор
На прошлой неделе с новой силой разгорелся конфликт между президентом Кадыровым и прокурором республики Валерием Кузнецовым. И президента в этом поддержал уполномоченный по правам человека республики Нурди Нухажиев, заявив, что прокурора надобно снять с должности и даже возбудить в отношении него уголовное дело “за преступную бездеятельность”.
Прокуратура Ачхой-Мартана, кстати, не вызывает у уполномоченного претензий, а Кузнецов… Именно Кузнецов в конце прошлого года санкционировал возбуждение уголовного дела и взятие под стражу руководителя секретариата комиссии по компенсациям за утраченное жилье Султана Исакова, ближайшего помощника Рамзана Кадырова. Был арестован еще ряд чиновников, и жители Чечни вздохнули с облегчением: началась-таки борьба с ужасающей коррупцией. Но не прошло и нескольких дней, как, не без вмешательства Кадырова, все арестованные вышли на свободу. Только уголовное преследование остановить никто не смог — прокурор республики оказался в этом деле весьма принципиален.
И тут же у официальных правозащитников появилась к нему масса претензий. Выступая в чеченском парламенте, Нухажиев назвал прокурора республики Кузнецова и его коллег “временщиками, которые думают только о том, как сделать здесь (в Чечне) карьеру. Приезжают к нам полковниками, а уезжают генералами”.
По поводу похищений и убийств, что совершают местные силовики, у правозащитника Нухажиева особых претензий нет. Рекомендую — может быть, не знает человек — обратить внимание на работу местных прокуроров из Ачхой-Мартана (см. выше). А также на жалобы жителей этого района, подозревающих своего главу, Дадаева, во многих бедах: например, в избиении сельского врача и участии в ДТП, в результате которого был искалечен ребенок… Проверить бы: а вдруг правда?
Но не проверят. Поскольку жизнь в республике стала настолько путаной, что разобрать, где правда, а где вымысел, где боевик, а где правозащитник, невозможно. Единственное, что не подлежит сомнению: страх и лесть — именно они определяют поведение и прокуроров, и правозащитников, и политиков.
Дукваха Штирлиц
Когда мой старый знакомый, ныне председатель чеченского парламента Дукваха Абдурахманов призывает увеличить срок президентства до 5—7 лет, это лесть. И — страх.
Позвонил ему, спросил: “А зачем?”. Дукваха ответил так, будто выступал в парламенте: “Мы не должны идти на поводу у Европы, у нас свой путь. Они нас ничему хорошему научить не могут. Нашему лидеру Рамзану Кадырову только тридцать лет. Он за несколько месяцев своего президентства отстроил республику до неузнаваемости. Почему же мы должны ограничивать его срок четырьмя годами?”.
Понимаю. Потому что одновременно господин Абдурахманов позаботился о себе, заявив, что и срок полномочий депутатов тоже необходимо увеличить.
Понимаю. Потому что передо мной лежат несколько рекомендаций от известных чеченских полевых командиров с их подписями и “волчьими” печатями. Они даны бывшему (в 1995—1996 годах) заместителю министра сельского хозяйства Чеченской Республики в пророссийском правительстве Доку Завгаева Дуквахе Абдурахманову.
“Герои” нападения на Буденновск и дагестанский город Кизляр — полевые командиры Хункар-Паша Исрапилов, Турпал-Али Атгериев — рекомендуют вас, уважаемый Дукваха, на высокие посты в Ичкерии за то, что (цитирую) “действительно оказывал моральную и материальную помощь бойцам и различным группам и отрядам сопротивления, в том числе в операции “Джихад” в августе 1996 года (захват боевиками Грозного), в борьбе с российскими оккупантами”.
Если верить этим документам, вы в середине девяностых одновременно занимали высокий пост в пророссийском правительстве Завгаева и боролись против него на стороне боевиков. Вы — Штирлиц, дорогой Дукваха?
Сегодня, господин Абдурахманов, вы снова с российской властью. Официально вы — второй человек в республике — желаете, чтобы президенту Чечни продлили срок полномочий, а президент России Владимир Путин баллотировался на третий срок. На кого вы теперь работаете, дорогой мой старый приятель?
На все мои аргументы о том, что “долгоиграющие” президенты и депутаты теряют ориентацию: где свое, а где государственное, Дукваха заявил: “Вячеслав, когда-то ты часто у нас бывал, мы обсуждали проблемы, а сейчас ты живешь прошлым, оторвался от нашей действительности, республика живет новой, созидательной жизнью, а ты и ваша “Новая газета” пишете только о плохом. Несмотря на это, наш президент отмечает вашу газету как одну из самых лучших и популярных”.
Да, действительно. Недавно президент Чечни Рамзан Кадыров, выступая по местному телевидению, заявил, что самой честной и популярной в республике газетой считает “Новую”.
Отдаю должное президенту. Возможно, он понял истину, которая, увы, недоступна его ближайшему окружению: средства массовой информации обязаны приземлять чиновников, оберегая их от падения с большой высоты. Если, конечно, этого вовремя не сделает прокуратура.
Вячеслав Измайлов,
руководитель отдела чрезвычайных ситуаций
21.05.2007
Статья опубликована в Новой Газете, № 37 от 21 мая 2007 г.
Постоянный URL статьи http://www.novayagazeta.ru/data/2007/37/00.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Маркедонов С., Сможет ли Чечня стать российской территорией?
Демократия.Ру: Сухов И., Всекавказская амнистия
Демократия.Ру: Белковский С., Пацаны, или логика Владимира Путина
Демократия.Ру: Латынина Ю., Система и государство
Демократия.Ру: Дмитриевский С., Они готовили материалы по Чечене для Международного Военного Трибунала
Демократия.Ру: Новопрудский С., Кавказ для кавказцев
Демократия.Ру: Горяев И., Кадырову разрешают все
Демократия.Ру: Панюшкин В., Новое счастье
Демократия.Ру: От Чечни не оставили слова на слове. Кремль спустил телеканалам террористический словарь
Демократия.Ру: Радзиховский Л., Худой мир
|