Страна экстремистов
Самойлова С.
В Госдуме рассматривается законопроект, который расширяет понятие экстремизма и, по сути, позволяет признать экстремистским едва ли не любое деяние. Против поправок выступила ФСБ, которая посчитала, что слишком широкое толкование понятия «экстремизм» не позволит квалифицировать преступления. Предвыборная правка законодательства продолжает набирать обороты под давлением единороссов, обеспокоенных за свои перспективы в будущей Думе.
Как сообщает «Коммерсант», представители всех фракций, кроме КПРФ, внесли в Думу законопроект, предлагавший приравнять деяния экстремистского характера к тяжким и особо тяжким преступлениям и включить в ряд статей Уголовного кодекса дополнения, предусматривающие удлинение тюремных сроков за преступления, совершенные «по мотиву идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотиву ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы». Дополнения предполагались, в частности, в статьи УК, предусматривающие наказание за массовые беспорядки (ст. 212), хулиганство (ст. 213), уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243), надругательство над телами умерших и местами их захоронения (ст. 244). Все они должны были квалифицироваться как экстремистские.
Как заявил на слушаниях главный советник государственно-правового управления (ГПУ) президента Валентин Михайлов, представлявший законопроект, «в некоторых статьях УК говорится о вражде к социальной группе, а в некоторых - нет. Мы унифицировали это понятие, и теперь оно относится ко всем видам преступлений на почве экстремизма». В качестве примера чиновник назвал случаи, когда из-за социальной неприязни в Москве убивали бомжей. Заметим, что теперь любое бытовое преступление может быть квалифицировано как экстремистское. 16 мая законопроект был принят в первом чтении.
Ко второму чтению депутаты посчитали, что гораздо важнее, чем увеличивать сроки наказания, включить в проект новые поправки, касающиеся закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и допускающие «ограничение конституционного права на тайну переписки, телефонных переговоров» в отношении граждан, подозреваемых в совершении «преступлений средней тяжести». Как уточняет «Коммерсант», при этом авторы дополнили закон двумя ограничениями: следователям, разрабатывающим экстремистов, запрещено «в прямой или косвенной форме подстрекать, склонять, побуждать» кого-либо «к совершению противоправных действий (провокация)» и «фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности».
Законопроект также предусматривает возможность наложения штрафа на производителей экстремисткой продукции. В данном случае фактически речь идет о возможном штрафе типографии, которая печатает продукцию оппозиционных партий. Сама оппозиция считает данную норму очередным инструментов ограничения избирательных возможностей противников власти.
Вчера против принятия расширительного понятия «экстремизм» выступил представитель ФСБ Сергей Кундельчук, который оказался намного либеральнее единороссов. Он обратил внимание на то, что понятие экстремистской деятельности чрезвычайно расширено и, в частности, под него подпадают убийства - преступления, в соответствии с предложенными в УК РФ поправками, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, а также по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Представитель ФСБ выразил сомнения в целесообразности такого расширительного понимания и заметил: «Как на это отреагируют международное сообщество и суд по правам человека?»
Нынешние поправки стали продолжением целой цепочки законодательных инициатив, центральной из которых стало принятие в прошлом году закона «О противодействии экстремистской деятельности». Закон значительно расширил перечень признаков экстремистской деятельности. В частности, к экстремизму предлагается причислить «воспрепятствование законной деятельности органов госвласти» в сочетании с «насилием или угрозой его применения» и «публичную клевету в отношении лиц, замещающих государственную должность РФ или субъекта РФ, соединенную с обвинением указанного лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления». Экстремизмом следует признать «не только прямой призыв к осуществлению экстремистской деятельности», но и «публичные выступления, которые побуждают к осуществлению или допускают возможность осуществления экстремистской деятельности».
В соответствии с этими поправками практически любой митинг внесистемной оппозиции, где часто звучат призывы «свергнуть режим», любая акция протеста, где выражается готовность к радикальным методам политической борьбы, любые обвинения власти в коррупции, нарушении прав человека и т.д. могут быть расценены как экстремистская деятельность. Даже публичное высказывание, например, о вероятности «цветной революции» в России также может быть расценено как экстремистская деятельность. В случае двух предупреждений партии, чьи представители занимаются экстремисткой деятельностью, она может быть ликвидирована по решению суда.
В соответствии с другими поправками, которые были тогда приняты, «запрещается агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения». При этом запрет будет распространяться и на Интернет, а контроль начнет осуществляться не с момента регистрации кандидата, а с момента назначения дня выборов. «Экстремистские» законопроекты настолько расширяют понятие «экстремизм», что теперь к нему можно отнести едва ли не любое правонарушение, от мелкого хулиганства до бытового убийства.
Экстремистским может быть признано любое резкое высказывание в адрес «богачей» или «олигархов», на основании ненависти к «одной из социальных групп». Законодательная база приводится в такое состояние, при котором любое неудобное для власти политическое действие может иметь правовые последствия, а сам закон становится удобным и очень гибким инструментом, предусматривающем, по сути, избирательное применение. Все это негативно скажется на репутации правовой системы России, равно как станет дополнительным поводом для обвинений страны в сворачивании демократии. Оппозиция при этом оказывается в полной зависимости от расположенности Кремля, который будет решать вплоть до отдельных персоналий, кто пройдет в Думу, а кто нет.
Светлана Самойлова
21.06.2007
Статья опубликована на сайте Политком.Ру
Постоянный URL статьи http://politcom.ru/article.php?id=4735
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Рыжков В., Жди меня. В российский УК возвращаются «политические» статьи
Демократия.Ру: Владимир Рыжков: "Главные экстремисты у нас в Кремле"
Демократия.Ру: Борьба путем покровительства
Демократия.Ру: Пономарев Л., Остановить хунвэйбинов!
Демократия.Ру: Колесниченко А., Все на борьбу с экстремизмом
Демократия.Ру: Левченко А., Марш в тюрьму
Демократия.Ру: Рыклин А., Дедушка отечественной провокации
Демократия.Ру: Стрельба по митинговым воробьям
|