Миллионеры на службе
Доброхотов Р.
В конце прошлой недели стало известно, что Россия занимает четвертое место среди государств мира, лидирующих по темпам роста числа долларовых миллионеров. Примечательно, что среди стран, которые нас по этому показателю обгоняют, миллионеров у нас все равно больше всех. По данным экспертной организации World Wealth Report-2007, в России живет 119 тыс. миллионеров.
Много богатых людей – это вовсе не плохо. Настораживает только, что ряды сверхбогатых людей, которые увеличились в РФ за последний год сразу на 15 тыс. новых «счастливчиков», прирастают в первую очередь за счет чиновников, государственных служащих. Между тем выполнение задачи сформировать мощный средний класс власти отложили с 2010 на 2020 год, при этом и без того огромный разрыв между бедными и богатыми продолжает расти.
По числу миллионеров мы, конечно, все еще в разы отстаем от Запада. На фоне США (2,9 млн.), Германии (787 тыс.), Великобритании (485 тыс.) и Канады (248 тыс.) наши 119 тыс. выглядят скромно. Правда, там к миллионным состояниям люди шли веками, а у нас на это хватило полутора десятилетий. В том, что в стране становится больше богатых и очень богатых людей, нет, разумеется, ничего плохого. Что в этом деле тревожит, так это качество происходящего в последние годы роста.
«Среди бизнес-элиты немного новых лиц, более того – сотни крупных предпринимателей за последние годы покинули страну, – рассказала «Новым Известиям» руководитель Центра изучения элит Института социологии РАН Ольга Крыштановская. – Пополнение рядов миллионеров в России происходит не за счет новых предпринимателей, а за счет чиновников. Сегодня именно они управляют крупным капиталом. Все 70 компаний, имеющих стратегическое значение, управляются государством. В основном они относятся к четырем основным секторам: добыча нефти и газа, военно-промышленный комплекс, атомная энергетика и транспортно-инфраструктурные компании. Бизнесменов типа self made man (то есть «самих себя создавших». – «НИ»), вроде Билла Гейтса в США, у нас сегодня не появляется».
С этой оценкой согласны и представители бизнеса. «Я могу только согласиться с теми экспертами, которые утверждают, что появление новых миллионеров, скорее, связано с чиновниками из госкорпораций, чем с подъемом бизнеса, особенно малого и среднего, – сообщил «НИ» вице-президент «ОПОРы России» Владислав Корочкин. – Конечно, в наиболее благополучных регионах сказывается рост нефтяных сверхдоходов и повышается спрос на различные услуги. Но у этого потока нефтедолларов есть и обратная сторона. Когда предприниматели неожиданно начинают получать легкий доход, им проще откупиться от чиновника, чем думать об оптимизации своего бизнеса и снижении бюрократических барьеров. В итоге мы наблюдаем рост без развития. То, что касается управления на проектном уровне – разработка целей, определение ответственных лиц и прочие инструменты, – у нас сегодня совершенно не развивается». А в этих условиях, добавим, богатеет не тот, кто делает что-то своими руками или головой, а тот, кто «решает вопросы», то есть чиновник.
Между тем, для развития страны важно число не только очень богатых людей, но и просто состоятельных. Основа любого развитого общества – средний класс, который является его экономической, социальной, культурной опорой. Еще в прошлом году Минэкономразвития прогнозировало к 2010 году рост доли среднего класса в России до 50–55% от общего числа жителей страны.
Недавно прогноз был скорректирован, причем не в лучшую сторону. На Санкт-Петербургском экономическом форуме представители власти говорили, что 50% среднего класса будет у нас только в 2020 году. Плохо, если такой тренд сохранится. Между тем, эксперты именно этого и опасаются, отмечая, что мы объективно отдаляемся от заявленных целей.
«Неравенство между бедным и богатым слоем населения продолжает быстро расти, потому что наименее обеспеченные россияне не получают никаких дивидендов от нефтяных сверхдоходов, – рассказала «НИ» директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. – В России увеличиваются лишь доходы богатейшей части населения и верхнего слоя среднего класса. В основном это собственники, топ-менеджеры компаний и высокопрофессиональные специалисты (например, юристы, специализирующиеся по зарубежному праву). В условиях депопуляции, когда рабочих рук становится все меньше, специалисты получают все более высокий доход. Скажем, сейчас на рынке IT виден очевидный перегрев. Но это не лучший инструмент формирования среднего класса».
По мнению эксперта, рецепт борьбы с излишним социальным разрывом известен давно, но власти им не пользуются. «Чтобы богатела не узкая элита, а вся страна, необходимо создавать рабочие места, особенно на нищем юге страны. И в первую очередь для повышения занятости и уровня жизни беднейших слоев нужно значительно снизить административные барьеры в среднем и малом бизнесе», – убеждена г-жа Зубаревич. Получается, что два процесса, которые мы переживаем, противоречат друг другу. Среднему классу барьеры не нужны, а чиновникам, которые «идут в миллионеры», без них не сколотить состояние. В этом, как отмечают специалисты, и состоит наш главный парадокс: когда миллионы наживает бизнес, он со средним классом заодно, когда чиновник – они становятся антагонистами.
Чтобы изменить картину, нужен соответствующий общественный настрой. А он у нас, как свидетельствуют последние исследования «Левада-Центра», совсем не тот – россияне более чем готовы к нынешнему положению дел. Поддержка демократии как политической системы упала сегодня до рекордно низкой оценки – 16%. 35% выбирают при этом систему советского типа и 26% – «нынешнюю». Между тем, 10 лет назад в этом же опросе за «демократию по западному образцу» высказывалось вдвое больше респондентов. Рекордно высокой поддержкой пользуется идея о том, что «российский народ не может без сильной руки» – 42%. Это самая большая доля за всю историю этого опроса, проводящегося с 1989 года. Однако в то же самое время 94% россиян уверены, что на государственные учреждения нельзя положиться в трудных жизненных ситуациях. Это самый низкий уровень доверия.
Что же до основы богатства как миллионеров, так и прочих граждан – частной собственности, то 44% россиян относятся к ней положительно, 14% отрицательно, остальные – нейтрально. Однако при более подробном опросе выясняется: люди горячо поддерживают частную собственность на автомобили, квартиры или дачные участки, а вот когда речь заходит о «заводах, промышленных предприятиях и т.д.», большинство (41%) выступают за то, чтобы ими владело государство. При таком общественном настроении чиновникам ничего не грозит, и их «поход в миллионеры» наверняка продолжится.
Роман Доброхотов
02.07.2007
Статья опубликована в газете Новые Известия
Постоянный URL статьи http://www.newizv.ru/news/2007-07-02/71987/
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Доброхотов Р., Прокуроры напрягли инвесторов
Демократия.Ру: Голдман М., Государственная коррупция по-российски
Демократия.Ру: Полухин А., Овян А., Patek Рhilipp-шоу
Демократия.Ру: Прибыловский В., Реестр олигархов в штатском
Демократия.Ру: Белковский С., Пацаны, или логика Владимира Путина
Демократия.Ру: Биянова Н., Сейранян Т., С шефом по жизни. Кого боятся и кому служат чиновники
Демократия.Ру: Наджаров А., Мухи-отдельно, котлеты-отдельно. Можно ли в России разделить власть и бизнес?
Демократия.Ру: Латынина Ю., О странностях российской борьбы с коррупцией
Демократия.Ру: Прибыловский В., Происхождение путинской олигархии. Президентское окружение: досье, связи, возможные назначения. Часть 1
|