Молодежь и выборы
Институт развития избирательных систем давно и плодотворно развивает программу по работе с молодыми избирателями. Мы уже писали о нашем проекте для избирателей-военнослужащих срочной службы, итог которому мы подвели на семинаре для офицеров Балтийского флота 14-15 августа сего года. Иными словами, нам есть, о чем рассказать своим коллегам из избирательных комиссий. Поэтому участие Института развития избирательных систем в межрегиональном семинаре «Молодежь и выборы», прошедшем 4-6 сентября в г. Архангельск не было случайным. В этом удивительном северном городе собрались председатели избирательных комиссий более чем из 15 регионов России, а также представители науки, образования, PR и молодежных организаций. Центральную избирательную комиссию представляли председатель Вешняков А. А., и член комиссии Волкова О. Н.
Цель семинара была обозначена Вешняковым А. А.: во-первых, обобщить накопленный опыт по программам работы с молодежью, а во-вторых, выработать новые форма вовлечения молодежи в процесс участия в выборах. Общий обзор практики по работе с молодыми избирателями представила Волкова О. Н. Избирательные комиссии различных субъектов РФ довольно активно реализуют различные мероприятия по работе со школьниками, студентами, учителями, проводят олимпиады на лучшие работы по избирательному праву, организуют образовательные семинары с преподавателями.
На семинаре доцентом кафедры политологии и социологии политических процессов социологического факультета МГУ, Амелиным В. Н., были представлены результаты комплексного социологического исследования «Молодежь и выборы». К сожалению, картина складывается далеко не оптимистичная. Подрастающее поколение не интересуется жизнью своего государства в связи с тем, что больше времени и жизненных сил приходится уделять более насущным проблемам, таким как образование, поиск работы, и т.д. Как подчеркивали участники семинара, выходом из сложившейся ситуации может послужить эффективная федеральная программа по работе с молодежью.
Особое внимание на семинаре уделялось идеи создания молодежного парламента и молодежного правительства. Своим опытом поделились представители молодежных парламентов г. Архангельска и г. Котласа. Однако немало говорилось и о проблемах подобных форм работы с молодежью. Не всегда есть определенность, что такое молодежный парламент – совещательный орган в системе органов местного самоуправления или игра.
Необходимо заметить, что молодежи на семинаре в Архангельске было значительно меньше, чем представителей старшего поколения. Подобное внимание со стороны старших к проблемам молодых не может не радовать. Однако, опыт показывает, что молодежь сама очень плохо воспринимает то, что ей навязывается «миром взрослых». Внимание к проблеме участия молодежи в жизни государства вполне обосновано, ведь близятся федеральные выборы, и будущим кандидатам не все равно кого на выборах будут поддерживать более 22% российских избирателей. Однако необходимо помнить, что активизировать такой огромный пласт населения недостаточно. Молодежь, увлеченная идеями национализма и экстремизма, выросшая без какого-либо идеологического воспитания, может сделать выбор, о котором будет жалеть впоследствии. Именно поэтому подрастающее поколение необходимо в первую очередь обучать жизни в демократическом обществе. Как сказал участник семинара, эксперт консалтинговой группы «ИМИДЖ-КОНТАКТ», Кремер Е. З., «знание нельзя передать, можно лишь создать условия, чтобы у других это знание возникло». Старшее поколение вряд ли сможет научить молодежь жить по-новому. Однако оно может создать условия, чтобы новое поколение само осознало демократические ценности и необходимость своего вклада в развитие государства.
|