Кого обидеть хотели, ребята?
Геворкян Н.
О чем думали российские власти, когда молчаливо одобряли всю ту свистопляску вокруг переноса памятника и останков русских солдат в Таллине? Они думали о политике. А о чем думали эстонские власти, когда затевали перенос памятника и останков советских солдат? Они думали о политике.
И единственный момент, когда русские могли подняться над политикой, своей и чужой, оказаться умнее, добрее, мудрее, человечнее – это ровно сейчас, когда эти останки предают земле на таллинском кладбище. Представители России в Эстонии могли прийти и бросить горсть земли, как положено, на гроб тех, кто наконец-то будет лежать на военном кладбище, в тишине и покое. Кто-то будет лежать в другой земле, родные забрали останки и смогут теперь приходить на могилу близкого. И слава Богу. Но кого-то уже никто не ищет или некому хоронить. Восемь белых гробов, которые оказались нужны проклятым (ударение на «о») российскими «патриотами» эстонским властям гораздо больше, чем их собственной родине. Поэтому их хоронил эстонский министр обороны, а не русский. Эстонские парламентарии, а не русские. Иностранные дипломаты, но не русские. На официальной церемонии не было главного россиянина в Эстонии – посла РФ. Был военный атташе. Сравните по рангу с пришедшими эстонцами.
Кого обидеть хотели, ребята? Кому что хотели доказать, не проводив солдат в последний, уже теперь совсем последний, путь, а ограничившись лишь присутствием на панихиде? Не по-божески, хоть сто панихид отслужите. Не по-человечески.
Вам не нравится, где, кто и как хоронит русских солдат? Заберите их в родную землю. Вывезите эти восемь белых гробов. Заберите эти несчастные кости или прах, ставшие предметом позорной политической склоки. Не сделали? Не смогли? Не хотели? Ну так привезите землю с родины, придите на похороны и бросьте эту землю в свежую могилу, на этот белый гроб – как знак памяти, благодарности, человечности и покаяния, с которым живущие всегда относятся к погибшим.
Что ж устраивать холодную войну над гробами-то. Кого представители российской власти в Эстонии пытались наказать или обидеть своим неприсутствием на официальной церемонии? Кому они что доказали? Еще раз – что бронза дороже живых останков (извините за парадоксальное словосочетание). Что погибшие солдаты были всего лишь предметом политического спора живущих. Что даже над могилами нет покоя и мира между двумя странами.
Россия обидела своих солдат, вот что я вам скажу. Политика победила память. Расчет победил любовь к отеческим гробам. Российская власть бросила своих солдат, она их кинула, она отнеслась к ним как к разменной монете в политической психодраме. Русские не смогли преодолеть себя, не смогли хоть на час забыть о низких спорах и достойно, на уровне, хотя бы не уступающем эстонскому, похоронить своих соотечественников. И знаете что, я не отказываюсь ни от одного своего слова в той первой заметке про скандал с Эстонией, которая вызвала так много шума и столько проклятий на мою голову. Решение российского руководства проигнорировать официальную церемонию перезахоронения российских солдат – а это, конечно же, решение российского руководства, а не посольства России в РФ – стало для меня лучшим доказательством абсолютного лицемерия Москвы в истории с бронзовым солдатом. Плевать им на солдат, да и на памятники тоже. Урыть Эстонию – это, конечно, несравнимо более высокая задача. Все остальные включая восемь гробов – лишь малозначительные аргументы в споре. Вот ровно такой «патриотизм» и называется вшивым.
Наталия Геворкян,
Обозреватель «Газеты.Ru»
04.07.2007
Статья опубликована на сайте Газета.Ру
Постоянный URL статьи http://www.gazeta.ru/column/gevorkyan/1875017.shtml
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Геворкян Н., Кто кого любит
Демократия.Ру: Геворкян Н., Площадка власти
Демократия.Ру: Геворкян Н., Под прикрытием президента
Демократия.Ру: Геворкян Н., «Иди воров лови, займись делом»
Демократия.Ру: Геворкян Н., Дьявол, конечно, в деталях
Демократия.Ру: Колесниченко А., Остров недоверия
Демократия.Ру: Паин Э., Война как образ жизни
Демократия.Ру: Латынина Ю., Бандит и геополитика
|