Государство не промах
Подрабинек А.
Коллегия по уголовным делам Верховного суда России подтвердила, что компенсации за судебные ошибки следует выплачивать Министерству финансов, а не отдельным государственным учреждениям. Речь на этом заседании шла об ошибке суда и следствия, по милости которых невиновный человек был заключен в следственный изолятор. Выйдя на свободу, он потребовал компенсации, и суд обязал Минфин выплатить свыше полумиллиона рублей. Минфин, который к незаконному аресту не имел никакого отношения, предложил переадресовать иск к прокуратуре. Однако Верховный суд пожелание Минфина оставил без удовлетворения.
Наверное, пострадавшему от судебноследственных ошибок все равно, от какого ведомства получать компенсацию. Это важно только самим ведомствам. Но в любом случае компенсации выплачиваются из бюджета государственных органов, существующего на деньги налогоплательщиков.
Непонятно, почему люди, исправно платящие налоги, должны расплачиваться за ошибки и злоупотребления следователей, судей и прокуроров? Гораздо справедливее было бы, чтобы расплачивались те, кто совершает ошибки. Конечно, получить компенсацию от следователя или прокурора беззащитному гражданину будет не только тяжело, но, может быть, и опасно. Такого истца легче снова посадить, чем с ним расплатиться. И логичнее, чтобы в случае неправосудного приговора или необоснованного ареста суд, рассматривающий дело о компенсации, устанавливал степень ответственности следователя, прокурора и судей за «ошибку» и соответственно этому присуждал им выплату компенсаций. Им, персонально провинившимся, а не государственным ведомствам. Минфин, в свою очередь, должен был бы немедленно после вступления судебного решения в законную силу от имени государства выплатить компенсацию пострадавшему, а уж потом взыскивать эту сумму с виновных.
Что такое компенсация и как можно ее получить обычным гражданам, демонстрирует принятое недавно решение Замоскворецкого районного суда Москвы.
В 2004 году гражданин Таджикистана рабочий Рустам Байбеков пытался бесплатно пройти в метро на станции «Сокольники» и был задержан сотрудником милиции. Сержант отдела УВД на Московском метрополитене Борис Коструба проверил документы и выяснил, что у Байбекова отсутствует московская регистрация. В комнате милиции Коструба стал угрожать задержанному депортацией из России, а потом потребовал взятку в тысячу рублей. Байбеков денег не дал, и тогда милиционер достал свой табельный пистолет и выстрелил задержанному в рот. Байбекову пришлось перенести несколько тяжелых операций.
23 сентября 2005 года Преображенский районный суд Москвы признал сержанта Кострубу виновным и приговорил к 9 годам заключения в колонии строгого режима. Вполне адекватное наказание. Однако Байбеков потребовал от МВД еще и компенсации морального вреда в размере 1 млн. рублей. Вполне адекватная сумма для человека, получившего от милиционера пулю в голову за попытку бесплатно прокатиться в метро.
13 октября 2006 года Замоскворецкий районный суд Москвы рассмотрел иск Байбекова к МВД и отказался его удовлетворить. Как сообщил фонд «Общественный вердикт», оказавший правовую поддержку пострадавшему, представитель МВД заявил в суде: «Применяя в отношении Байбекова оружие, Коструба действовал не как должностное лицо и вопреки интересам государства. Преступные действия Кострубы хотя и были совершены в служебное время, однако они не связаны с его должностными обязанностями как сотрудника милиции». Иными словами, по логике МВД, милиционер, совершивший преступление при исполнении служебных обязанностей, перестает быть милиционером ровно в тот момент, когда начинает действовать «вопреки интересам государства».
Решение суда было обжаловано адвокатом Гайтаевым. При новом рассмотрении дела тот же Замоскворецкий суд частично удовлетворил иск Байбекова и обязал МВД России, УВД на Московском метрополитене, ГУВД Москвы, департамент финансов правительства Москвы и Минфин России выплатить Байбекову 30 тысяч рублей.
Вопрос, однако, не только в сумме компенсации. Ее выплатят подразделения МВД, московское правительство и Минфин. Но они выплатят ее из бюджета, формируемого за счет средств налогоплательщиков. Это значит, что каждый гражданин России будет платить за преступника в милицейской форме, приговоренного судом к 9 годам заключения. И каждый ведомственный госслужащий будет уверен, что и впредь за любые его ошибки или преступления компенсировать моральный вред потерпевшим будет его родное ведомство или государственная казна.
Александр Подрабинек,
обозреватель «Новой Газеты»
05.07.2007
Статья опубликована в Новой Газете, № 50 от 5 июля 2007 г.
Постоянный URL статьи http://www.novayagazeta.ru/data/2007/50/01.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Павликова О., Шавлохова М., Зубков К., Россия нарушила право на жизнь. Страсбургский суд удовлетворил иск по делу Хаджи-Мурата Яндиева
Демократия.Ру: Измайлов В., Пистолет стрелял сам, а на главу администрации напало дерево
Демократия.Ру: Орех А., Плата за ошибку
Демократия.Ру: Котов Г., Цена допроса
Демократия.Ру: Николаев А., Плати или проиграешь
Демократия.Ру: Гольц А., Цена жизни человеческой
|