Последний штрих в избирательный закон
Бузин А.
Сегодня Госдума, вопреки правилам регламента и приличия, а также вопреки благородным пожеланиям нового председателя ЦИК, внесла последний штрих в закон о собственных выборах. Больше наши депутаты ничего в этот закон принять не успеют (если только их срочно не отзовут из отпуска).
На протяжении трех лет депутаты старательно шлифовали закон таким образом, чтобы он облегчал сохранение в Думе существующего большинства (ну, и, следовательно, качества действующей Думы). Сама по себе новая версия закона, появившаяся еще в 2005 году, и поправки в нее, принимавшиеся в течение последних двух лет, носили откровенно конъюнктурный характер. Чего, например, стоят метания с количеством региональных групп: сначала увеличение с 72 до 100, потом уменьшение до 80. А драконовское ужесточение сбора подписей, касающееся только “непарламентских партий”, то есть партий, которые в Думе не заседают?!
Примеры можно множить, но посмотрим на самое последнее нововведение. Оно блистательно не только по процедуре принятия, но и по сути.
Несколько дней назад появилась информация о том, что калининградский губернатор Боос лоббирует принятие поправки о приписке всех зарубежных избирателей к одной, калининградской региональной группе. Напомним, что по действовавшему до сегодняшнего дня закону голоса зарубежных избирателей, грубо говоря, равномерно распределялись между всеми региональными группами. Информационные агентства сообщали, что Администрация Президента, а также председатель думского комитета по конституционному законодательству господин Плигин идею не поддержали.
Через несколько дней сразу в трех чтениях (!) принимается очень похожий законопроект, внесенный единороссами Владимиром Плигиным и Александром Москальцом, Александром Бабаковым ("Справедливая Россия - Родина"), Сергеем Решульским (КПРФ) и Игорем Лебедевым (ЛДПР). Закон предусматривает, что партия сама решает, к какой из региональных групп приписывать зарубежных избирателей.
Слава богу, пока еще закон требует, чтобы партии оговаривали это заранее, при формировании региональных групп.
Что произошло за эти несколько дней? Почему вдруг так резко изменили свое мнение Плигин и Администрация? Что могло стимулировать усилия по сверхсрочному принятию такого закона? Забота о гражданах и стране? В чем же она выражается?
Посмотрим Пояснительную записку к законопроекту. Там написано:
“Законопроект направлен на реализацию статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства. В целях реализации указанного конституционного положения законопроектом предусматривается возможность учета голосов избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, при распределении депутатских мандатов между региональными группами кандидатов. В действующем Федеральном законе “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” такая возможность не предусматривается.”
Поразительно, насколько не имеющими отношения к делу доводами подкрепляют авторы большинства поправок в избирательное законодательство свои нововведения, и, извините, насколько они держат граждан за козлов. Уже не в первый раз в объяснительных записках к законопроектам можно увидеть нечто, имеющее отношение к тексту законопроекта не большее, чем рецепт из кулинарной книги.
В чем увидели неравенство авторы законопроекта (их, конечно, правильнее, называть не авторами, а ретрансляторами)? В том, что у зарубежных избирателей в бюллетене не будет региональной части? А почему тогда неравенство не замечено в том, что вообще у избирателей из разных региональных групп будут разные бюллетени? Пожалуй, наоборот: принудительно приписывая избирателей без учета региона их проживания к определенной региональной группе, избирателей принуждают голосовать за данную региональную группу и ее кандидатов. Когда авторы заявляют, что “законопроектом предусматривается возможность учета голосов избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, при распределении депутатских мандатов между региональными группами кандидатов” они ведь говорят о том, что предусматривается возможность отнести голос избирателя к той группе, к которой этого хочет руководство партии, а не избиратель. Но не могут авторы сказать этого прямо, и в результате вместо пояснительной записки появляется пояснительная белиберда.
Итак, зачем же вдруг понадобилась такая поправка? Общего числа завоеванных мандатов какой-либо партии это не добавит, поскольку куда зарубежных избирателей ни относи, общее количество полученных партией голосов не изменится. Приписывание к определенной региональной группе может добавить мандатов именно этой региональной группе. Понятно, почему Боос хотел приписать зарубежных избирателей своей региональной группе. За прошедшие несколько дней до руководителей думских партий дошло, что закон немного увеличит их возможности влияния на регионы. Теперь руководство партии может дополнительно поощрить какой-нибудь регион, ну, например, “за сговорчивость”.
“Сокровенный” думец Владимир Вольфович чутьем почуял направленность закона и выразился в том духе, что пора бы предоставить партии право самой решать, кого назначать депутатом, а кого нет. Все к этому и идет…
Партийные руководители открывают тендер на зарубежных избирателей среди руководителей регионов.
Андрей Бузин
06.07.2007
Статья опубликована на сайте Межрегионального Объединения Избирателей
Постоянный URL статьи http://votas.ru/posl_sht.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Бузин А., Законовзятельный зуд
Демократия.Ру: Бузин А., Общественный контроль на декоративных выборах
Демократия.Ру: Бузин А., Бесконтрольные соотношения протоколов избирательных комиссий
Демократия.Ру: Бузин А., Испытание выборами (новое избирательное законодательство и избирательная практика)
Демократия.Ру: Бузин А., О регламентах избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
Демократия.Ру: Ворожейкина Т., Ускользающий выбор
Демократия.Ру: Вишневский Б., Хроника отмены выборов
|