Демократия.Ру




Говорят, что политика - вторая древнейшая профессия. Но я пришел к выводу, что у нее гораздо больше общего с первой. Рональд Рейган


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:37

Обновлено: 10.07.2007  Версия для печати

Целостность России снова под угрозой

Диунов М.

Государственная Дума 4 июля утвердила договор о разграничении полномочий между органами государственной власти РФ и республикой Татарстан, тем самым, подтвердив тот факт, что Татария уже давно превратилась в один из последних анклавов "самостийности" на территории России. После того, как в феврале этого года договор не прошел утверждения в Совете Федерации, появилась надежда, что статус республики будет приведен в соответствие с конституционными нормами. Но этого не произошло, и решение Думы вступило в силу, несмотря на всю абсурдность ситуации, когда федеральная власть вступает в договорные отношения с частью нашего вроде бы единого государства, подобно тому, как заключают между собой договора независимые страны. Особенно парадоксальной в этой ситуации оказалась позиция партии "Единая Россия", фракция которой и стала основой для принятия парламентского решения по договору.

После такого решения название "Единая Россия" многим уже непонятно, в этом контексте оно приобрело элемент самоиронии.

Впрочем, Татарстан уже с момента распада СССР считал себя если не юридически, то фактически самостоятельным государством. Слабость и политическое безволие федеральной власти в 90-е годы позволили реализовать стремление республики к самостоятельности до такой степени, что порой не было понятно – остается ли Татарская республика в составе России или уже стала независимой. Сейчас времена иные, сепаратистские позывы региональных элит немного усмирили и поэтому даже самому самостоятельному из субъектов федерации – Татарии – пришлось пересмотреть договорные отношения с центром.

Действовавший до этого договор "между Россией" был заключен в феврале 1994 года, когда регионы все еще продолжали, пользуясь словами тогдашнего президента Ельцина, "брать суверенитета столько, сколько смогут проглотить". Его заключение стало кульминацией татарского сепаратизма и должно было законодательно зафиксировать привилегированное положение Татарии в составе РФ. Согласно этому документу, Татарская республика получала права, сравнимые с правами независимого государства, включая право помилования, собственное гражданство, право на ведение собственной внешней политики, вплоть до заключения договоров с иностранными государствами. Также Татарстан получал собственный государственный банк и собственные государственные награды. До полной самостоятельности был всего один шаг и то, что этот шаг не был сделан, вовсе не заслуга тогдашнего лидера России и федерального правительства, а только следствие того, что Татарии было выгодно нахождение в составе России, которое не налагало на республику никаких обязанностей, но давало существенные льготы. Центральное правительство фактически покупало лояльность татарской элиты деньгами, собранными в России и несправедливо распределяемыми внутри, казалось бы, равноправных субъектов федерации.

Следует ли считать принятие нового договора достижением, потому что он дает Татарстану все-таки меньше прав, чем старый договор? Конечно, нет, потому что сам факт заключения нового договора о разграничении полномочий легитимизирует саму идею подобных договоров. То, что сейчас договор более выгоден России, не говорит ни о чем. Следующий договор может резко изменить статус Татарии и дать ей гораздо больше прав. Дума и правительство России имели уникальный шанс не идти на подписание договора и тем самым ликвидировать саму основу для договорного установления отношений между государством и его составными частями. Этот шанс был утрачен и теперь под федеративную структуру государства заложена бомба замедленного действия. Да, у новой бомбы заряд менее силен, но опасность от взрыва по-прежнему велика. Ведь любой субъект федерации, имеющий подобный договор, может использовать его как законодательную основу для любых действий вплоть до выхода из состава России. Конечно, как уже говорилось выше, сейчас это не выгодно, но кто знает, как изменятся обстоятельства. Да и зарубежные недруги России могут использовать против нас сепаратистский сценарий, если все-таки решаться на организацию управляемой революции.

На опасность договора с Татарстаном указал к примеру член фракции "Справедливая Россия" Геннадий Гудков, сказав: "...Конституция Российской Федерации не предусматривает каких-либо особых договоров о разграничении полномочий. Она предусматривает абсолютно равные положения всех субъектов федерации. Это незыблемый принцип федерализма, на котором зиждется территориальная целостность и единство российского государства". Депутат совершенно справедливо отметил, что за Татарией пойдут другие субъекты РФ, склонные к получению большей доли самостоятельности, чем дает им закон. Чечня, Башкирия, Якутия, Калмыкия, северокавказские республики не преминут воспользоваться путем, который открыл для них Татарстан и, несомненно, будут настаивать на своих вариантах договорных отношений с центром.

И не факт, что в новых договорах будут достаточно жесткие ограничения независимости республик. Напротив, можно ожидать, что та же Чечня постарается вырвать себе как можно больше свободы. А это уже не только политическая угроза. Это возможность формирования законодательной платформы нового этапа сепаратистской борьбы и появление повода для новой чеченской войны.

Если мы рассмотрим текст нового договора, то обнаружим, что большая часть признаков полного суверенитета Татарстана в нем осталась. Ликвидированы были лишь самые одиозные из них. Татария все также самостоятельно распоряжается своими недрами (в том числе запасами нефти), сохранено право на международные связи, самостоятельную внешнеэкономическую деятельность. Исчезло упоминание о татарском гражданстве, но появился вкладыш в паспорт на татарском языке и с изображением государственного герба республики Татарстан.

Вот на формулировке пункта договора про вкладыш в паспорт надо обратить особое внимание. В пункте 5 статьи 2 договора говориться о том, что в Татарии два государственных языка – русский и татарский. А в статье 3, посвященной вкладышу, пишется буквально "с вкладышем на государственном языке Республики Татарстан (татарском)". Куда делось упоминание о русском языке? Забыли? Но такая забывчивость выглядит очень подозрительно. Да и формулировка "государственный герб Республики Татарстан" говорит о том, что в Татарии по-прежнему считают себя не частью России, а самостоятельным государством. Все русские области РФ имеют свои гербы, но ни у кого они не называются государственными. А вот герб татарской республики имеет статус, равнозначный гербу России.

В новом договоре законодательно закреплена необходимость владения татарским языком для кандидатов в главы республики. То есть возможность президента России предложить на эту должность русского чиновника серьезно ограничена. Скорее всего, главой республики будет человек, тесно связанный с местной политической элитой. Назначение на должности глав субъектов федерации чиновников из центра, используемое для ликвидации местных злоупотреблений, теперь почти невозможно для Татарстана и, следовательно, сложившиеся особенности этого образования будут политически законсервированы.

Кроме того, Татария сохранила представительство при президенте России, имеющее подобие посольства независимой страны и используемое для лоббирования интересов Татарстана в президентских и правительственных структурах. Договором предусмотрено право органов государственной власти республики Татарстан оказывать по согласованию с правительством РФ государственную поддержку и содействие соотечественникам. То есть республике дана возможность создавать своеобразных агентов влияния на всей территории России. Да и вообще складывается интересная ситуация – в России нет государственной помощи русскому народу, а вот государственная помощь татарам есть.

Не удивительно, что официальный сервер республики Татарстан в день голосования в Госдуме с удовлетворением отмечал: "Договором предусматривается иное разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Татарстан в отдельных сферах, чем установлено федеральными законами".
Но решение принято и фактически остается только надеяться на то, что реформа российского федерализма, которая назревает в конституционном поле РФ, ликвидирует полунезависимые региональные анклавы, этот странный рудимент эпохи ельцинского безвременья.


Михаил Диунов
09.07.2007

Статья опубликована на сайте Новая Политика
Постоянный URL статьи http://www.novopol.ru/material23661.html


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Гавров С., Гибель империи

 Демократия.Ру: Нефедова Т., Россия распадается на "черные дыры"

 Демократия.Ру: Новопрудский С., Кавказ для кавказцев

 Демократия.Ру: Горяев И., Кадырову разрешают все

 Демократия.Ру: Гудков Л., Механика общественного распада. Гордость и самоуничижение

 Демократия.Ру: Туровский Р., Путинская пятилетка в региональной политике, или бег по кругу

 Демократия.Ру: Арон Л., Риски Путина

 Демократия.Ру: Валентин Федоров: «То, что Россия делает в отношении Абхазии и Южной Осетии – это эрозия федерации изнутри»

 Демократия.Ру: Маркедонов С., Сможет ли Чечня стать российской территорией?




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта