Демократия.Ру




Демократия и государственный суверенитет должны быть вместе. Но одно не должно подавлять другое. Дмитрий Медведев


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:55

Обновлено: 30.09.2002  Версия для печати

Отражение выборов в Интернете

Пользователи

Интернет соединяет активных и молодых

Интернет прочно вошел в жизнь, как средство общения, распространения и поиска информации. Интернет в России - одно из наиболее быстро развивающихся средств информации. По статистике, Россия насчитывает около 8 млн. пользователей (из них более 4 млн.- постоянные пользователи) и занимает 15-е место в мире по их числу. Это активные люди (Интернет подразумевает самостоятельный поиск информации), многих из них интересуют процессы, происходящие в обществе, в том числе и выборы.

Нами составлена ссылочная таблица (568 Кбайт) по информации, содержащейся на страницах избирательных комиссий. Как видно из таблицы - выборы в интернете отражены слабо.

Скачать Скачать (59 Кбайт)


Основную долю (около 65%) пользователей Интернета составляет наиболее активная и обучаемая часть общества - люди в возрасте до 35 лет.

Посмотрим, как сейчас отражены в Интернете выборы и то, что с ними связано.

Прозрачность выборов

Избирателей в России около 105 млн. Если сложить существующих пользователей (8 млн.) и потенциальных (желающих получить доступ в Интернет в России около 36 млн.), то получится 44 млн. человек, которые в ближайшем будущем будут использовать Интернет для получения или передачи информации.

В демократическом обществе выборы - один из способов взаимодействия общества различными ветвями власти. Выборы только тогда играют серьезную роль в обществе, когда:

Кандидаты выдвигаются свободно,

Кандидаты имеют возможность донести свою платформу до избирателей,

Избиратели (общество) имеют возможность свободно обсудить кандидатуру,

Выборы проходят демократично (свободно),

Процесс выборов и подведения итогов полностью подконтролен обществу,

Общество (избиратели) имеют возможность обсуждать действия избранной кандидатуры и возможность ее переизбрания.

Совокупность перечисленных и аналогичных признаков называется прозрачностью выборного процесса.

Для того чтобы выборы были прозрачными необходимо, чтобы:

Общество выделяло часть своих средств для обеспечения прозрачности выборов (доступности информации для потенциальных пользователей).

Пользователи информации имели возможность свободного доступа.

Пользователи информации

По отношению к выборам участников избирательного процесса (как имеющих доступ в Интернет, так и не имеющих) можно разбить на несколько групп, в зависимости от того, какое место они занимают в выборном процессе, какую информацию получают из свободных источников.

Избирателей интересует информация о кандидатах, их платформах, мнение других избирателей о кандидатах, результаты подсчета голосов.

Потенциальных кандидатов и политические партии интересует очень многое. Политическая ситуация в обществе, расклад сил, конкуренты, календарь выборов, правила регистрации, финансирования, агитации, отчетности, результаты, судебные решения.

Стать выборным лицом, не имея подробной информации о выборах, очень сложно.

Законодателей интересует состояние законодательства за рубежом, в своей стране, в регионах, судебная практика, сложившаяся по спорным вопросам.

Журналистов интересует информация о кандидатах (финансовое положение, рейтинги, программы, поддерживающие финансовые группы, мнение общества), свежие новости, правила освещения избирательных компаний, правила проведения агитации.

Избирательные комиссии интересует законодательство, календарь выборов, конкретные процедуры проведения выборов и подсчета голосов, права и обязанности кандидатов, наблюдателей, журналистов и избирателей.

Наблюдателей интересует законодательство о выборах, процедуры проведения выборов и подсчета голосов, способы влияния на итоги выборов, и способы искажения результатов выборов.

Судей интересует практическое применение законодательства, судебная практика, спорные вопросы выборов.

Общественные и некоммерческие организации интересует общее состояние процесса, избирательные платформы кандидатов, любая информация, позволяющая оценить полезность того или иного кандидата для будущего страны и общества.

Какая информация о выборах необходима в открытом доступе для обеспечения прозрачности выборов

В информации о выборах важнейшими признаками информации являются - точность и оперативность.

Поэтому практически всех пользователей информации интересуют следующие данные:

Сведения об избирательных комиссиях и местах для голосования.

Новостная лента.

Действующее законодательство.

Комментарии экспертов, членов комиссий, кандидатов, наблюдателей.

Возможность взаимодействия с кандидатом, экспертом, наблюдателем, юристом, журналистом, другими избирателями.

Степень открытости избирательного процесса.

Максимально подробные данные результатов выборов.

Отчеты наблюдателей.

Мнения проигравших кандидатов.

Неофициальная информация о выборах

Непосредственно перед выборами и сразу после выборов информацию можно найти в Интернете во многих местах. Информация различна, в зависимости от того, кто ее подает и с какой целью.

Сайты общественных объединений и партий печатают подробную информацию о своей деятельности, информацию о своих инициативах и своих кандидатах. Ведут форумы и обсуждения.

Эта деятельность, теоретически, со дня регистрации кандидата (а по новой версии закона, со дня выдвижения кандидата) должна финансироваться из избирательного фонда. Поскольку отделить текущую работу партии от предвыборной агитации невозможно, а закон требует этого, то партии обычно не очень афишируют свою деятельность, чтобы не создавать прецедентов. После выборов информация или архивируется или удаляется.

Сайты кандидатов. Каждый кандидат перед выборами старается создать если не собственный сайт в Интернете, то, по крайней мере, заводит персональную страничку. Серьезной информации по выборам, такие сайты, как правило, не содержат. Основная цель сайта - показать Интернет аудитории кандидата с лучшей стороны. Такие сайты часто умирают в день проведения выборов и после выборов не обновляются и не сохраняются.

Сайты информационных агентств, PR-агентств. Они подают информацию о выборах в сжатом виде, чаще всего в виде коротких новостей на новостной ленте. Аналитическая или подробная информация на таких сайтах, как правило, не печатается. Ежедневно новости уходят в архив или становятся доступными только за деньги.

Сайты исследовательских организаций. Если такая организация имеет разрешение на проведение опросов общественного мнения, то перед выборами интерес к публикациям на таких сайтах возрастает. Ведь в этот период, только такие организации могут законно если не печатать общественное мнение о том или ином кандидате, то, по крайней мере, публиковать информацию о предпочтениях избирателей (рейтинги). Здесь же перед выборами и сразу после них публикуется аналитическая информация о выборах, кандидатах и политическом состоянии общества. К сожалению, огромная часть опросов общественного мнения делается на коммерческой основе, и результаты опросов передаются только заказчику, и не становятся доступны широкой общественности. В открытый доступ поступают результаты только тех опросов, заказчик которых заинтересован в их оглашении (лидирующий кандидат, партия, блок).

Сайты некоммерческих организаций. Здесь можно встретить аналитические статьи по выборам и некоторую общую информацию. Специфика подаваемой информации определяется областью деятельности некоммерческой организации. Информация на таких сайтах, как правило, имеет или самый общий, или узко специализированный характер.

Официальная информация о выборах

Избирательные комиссии и Интернет

В России существует 89 субъектов федерации. На постоянной основе выборами занимаются Центральная избирательная Комиссия РФ, Избирательные комиссии субъектов федерации, и территориальные комиссии. Участковые комиссии создаются для выборов и прекращают свою работу через 10 дней после официального опубликования общих результатов выборов.

Территориальные комиссии не имеют технических возможностей освещать свою работу. Поэтому в России существует 90 комиссий (89 комиссий субъектов и одна Центральная Избирательная Комиссия РФ) которые могут давать информацию о выборах в Интернете.

Они могли бы стать основным источником информации о выборах.

К сожалению, эта возможность почти не реализована или реализована в незначительной мере. Это объясняется отсутствием у избирательных комиссий необходимых средств и технической возможности (специалистов, навыков, компьютерной сети, возможностей постоянного выхода в Интернет). Посмотрим подробнее на ту информацию, которая представлена в Интернете на сайтах избирательных комиссий.

ЦИК

Центральная избирательная комиссия РФ имеет два сайта в Интернете.

Один сайт уже прекратил свое существование. Его год назад заменил новый который поддерживается и сейчас. Он содержит значительное количество информации о выборах (1996 - 2002 гг.) и третий сайт создан относительно недавно (в марте 2002 года), имеет более яркий дизайн. Он часто отсылает к информации, хранящейся на старом сайте. На сайтах fci.ru и cikrf.ru можно найти календарь будущих выборов, решения ЦИК, итоговые результаты федеральных выборов, ссылки на сайты избирательных комиссий и общественных организаций, информацию об изданиях ЦИК. Это самый объемный официальный информационный ресурс в Интернете по выборам.

К сожалению, сайт имеет много недостатков.

Не все страницы обновляются регулярно.

В списке ссылок на избирательные комиссии субъектов отсутствуют ссылки на сайты избирательных комиссий Приморского края, Хабаровского края, Омской области, Тамбовской области, Челябинской области.

Попытки вызвать результаты или протоколы выборов, дают сообщение об ошибке. К сожалению, удалена ссылка на итоги голосования в разрезе территориальных комиссий по выборам в Государственную Думу 1999 г. и уже не открываются итоги голосования в разрезе территориальных комиссий по выборам Президента РФ.

Субъекты

Большинство субъектов Российской федерации имеют свои сайты. С ними можно познакомиться, например, на сайте legislature.ru. Почти на всех сайтах есть страницы избирательных комиссий субъектов федерации и какая-либо информация, относящаяся к выборам. Но информация, которая содержится на этих страницах, очень различна. Способ подачи информации и ее объем разнятся от субъекта к субъекту.

В сведениях о комиссии, часто с набором фотографий (Тверская область) или одна групповая фотография (Ростовская область), но без указания адресов или телефонов.

Если публикуется закон - то это обычно один или несколько законов на усмотрение комиссии. Подборка законов для публикации не имеет никакой системы.

При публикации результатов выборов избирательные комиссии предпочитают публиковать подробную информацию о подготовке и ходе выборов, но очень редко на сайте можно найти данные протоколов участковых избирательных комиссий.

Исключение: Мурманская избирательная комиссия, публикующая все результаты выборов (с данными протоколов участковых комиссий) начиная с 1996 года, избирательная комиссия Республики Якутия (РЯ), которая опубликовала результаты выборов 2001 президента (РЯ) по участкам, и избирательная комиссия Тамбовской области, которая опубликовала результаты выборов Мэра Тамбова 2001 г., Тамбовской областной Думы 2001 г. и Президента РФ 2000 г., включая данные протоколов участковых комиссий (УИК).

Подробную информацию о том, что есть, и чего нет на страницах избирательных комиссий, можно увидеть в прилагаемой сводной таблице.

Данные в ней приведены по состоянию на 1 июля 2002 года.

Агитация и информация в терминах российского законодательства

Оперативная информация о выборах в России не может появляться в СМИ в связи с очень широким понятием агитации в законодательстве РФ, и ее ограничением.

Существующее избирательное законодательство практически запрещает обществу обсуждать в СМИ кандидатов. Оно, во-первых, определяет понятие агитации так, что под него практически попадает любое упоминание кандидата (пункт 4 ст. 2 нового Закона об основных гарантиях...). Во-вторых, в предвыборный период (раньше он начинался с момента регистрации, а теперь в соотв. Со статьей 49 закона он начинается с момента выдвижения кандидата) запрещается любая агитация, не оплаченная из избирательного фонда кандидата. В-третьих, избирательные фонды имеют жесткое законодательное ограничение сверху и задокументированные расходы кандидатов жестко контролируются.

В результате в предвыборный период в средствах массовой информации запрещается любое упоминание имени зарегистрированного кандидата, если оно не оплачено из избирательного фонда одного из кандидатов.

Иными словами, перед выборами говорить в СМИ о выборах, и будущем страны (в результате избрания того или иного кандидата) могут только сами кандидаты. Страна обязана прекратить обсуждение, ведь в противном случае будет наказано и СМИ, нарушившее закон, и может быть наказан (снят с регистрации) кандидат, имя которого произнесено. Общество вынуждено молчать. Установлено ограничение по времени (все время с момента выдвижения до окончания выборов) и по месту (в пределах региона, где проводятся выборы и или даже в пределах всей России - этот вопрос законом не урегулирован и отдан на откуп местным судам и избирательным комиссиям).

Свобода слова на время выборов официально ограничивается, и это не раз признавалось членами Центральной избирательной комиссии и членами избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

Заключение

Выборы отражены в Интернете бессистемно и отрывочно. Официальная информация о выборах отражает в Интернете не более 5% информации, необходимой участникам избирательного процесса. Официальные органы (избирательные комиссии) не имеют средств и возможностей для информирования участников избирательного процесса.

Участники избирательного процесса не имеют необходимых примеров того, как информация о выборах может быть подана и не требуют в официальных органов необходимых видов подачи информации.

В этом случае Интернет:

1. Является самым оперативным способом подачи информации.

2. Имеет наиболее длительный срок хранения информации и имеет самую удобную (оцифрованную) форму подачи, хранения, передачи и вызова информации о выборах.

3. В условиях накладываемых ограничений на СМИ по месту, времени, стоимости подачи информации, Интернет (не ограничиваемый по времени нахождения информации в сети, ни по месту публикации информации) становится практически единственным средством обмена информацией между гражданами, и единственной площадкой, где можно обсуждать свою судьбу и судьбу общества, в случае избрания того или иного кандидата. Вывод: перед выборами Интернет - единственный массовый канал информации о выборах, не попадающий под ограничение свободы слова ни по времени, ни по месту, ни по сумме затрат.

А.Фирсов


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Сводная таблица официальных интернет-ресурсов по выборам (568 Кбайт)

 Демократия.Ру: Информационная безопасность России в очередной раз стала предметом обсуждения Совета безопасности

 Демократия.Ру: Интернет и выборы - 2

 Демократия.Ру: СМИ, Интернет и выборы

 Демократия.Ру: Вперед, к победе капитализма!

 Кремль.Орг: Галицкий Е. Интернет в России




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта