А судьи кто?
Кынев А.
С публикацией Указа Президента РФ о назначении на 2 декабря выборов депутатов Государственной думы РФ официально началась избирательная кампания.
В ближайшее время не только партии выдвинут свои партийные списки, предстоит опубликовать свои расценки намеренным принимать участие в агитационной кампании средствам массовой информации и типографии. Начнется и формирование всей вертикали избирательных комиссий – территориальных и участковых, которые должны будут обеспечить, как хочется надеяться, честный и объективный ход кампании и подсчет голосов.
При этом как известно весной этого года сформирован существенно обновленный новый состав Центризбиркома РФ, а уже новый Центризбирком РФ принимал самое активное участие в формировании руководства региональных избиркомов. И именно от региональных избиркомов во многом зависит, кто именно войдет в состав нижестоящих избирательных комиссий.
Анализ того, каким образом формировались региональные избиркомы позволяет сделать несколько интересных выводов.
Начнем с формальной составляющей. В соответствии со статьей 23 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" срок полномочий избирательных комиссий субъектов РФ составляет четыре года. Число членов конкретной избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса устанавливается региональной конституцией (уставом) и не может быть менее 10 и более 14. При этом половина членов комиссии назначается законодательным органом субъекта РФ, а другая половина – губернатором. При этом они обязаны назначить не менее половины от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии на основе поступивших предложений политических партий, преодолевших заградительный барьер на выборах Госдумы РФ и законодательного органа субъекта РФ.
Как же это происходило на практике?
Всего к моменту начала официальной избирательной кампании в течение года были вновь сформированы 65 региональных избиркомов. При этом в 15 регионах были назначены новые председатели региональных избиркомов, в 27 новые заместители председателей и в 26 новые секретари комиссий. Обращает внимание доминирующая роль при формировании региональных избиркомов губернаторов (тех самых, многие из которых войдут в списки известно какой партии) и растущее давление на этот процесс партии "Единая Россия". Так в Воронежской области в июле 2007 сохранивший пост председателя облизбиркома В. Селянин был торжественно принят в члены политической партии "Единая Россия". Новые председатели избиркомов повсеместно ставленники губернаторов и, как правило, бывшие работники правоохранительных органов. Если учесть, что еще в 2005-2006 сменились председатели региональных избиркомов в Алтайском крае, Республике Коми, Новгородской, Самарской областях и ряде иных регионов, то общее обновление руководящего состава региональных избиркомов довольно существенно.
Так, из 15 замен председателей избиркомов в 2007 году 8 – это замены глав комиссий в регионах, где к власти за последние годы пришли новые губернаторы.
В Тверской области на место многолетнего председателя комиссии Михаила Титова пришел ставленник нового губернатора Зеленина секретарь совета безопасности Тверской области Валерий Песенко. Одного из самых авторитетных председателей региональных избиркомов – председателя Калининградской областной комиссии Василия Зюбанова после длительного торга сменил бывший глава калининградского городского ТИК Сергей Лунев. При этом стоит отметить, что С. Лунев заявил, что готов приостановить членство в партии "Единая Россия". По словам Сергея Лунева, таким образом он хочет соблюсти нейтралитет, исключить возможные протесты со стороны оппонентов и лишний раз подчеркнуть объективность сотрудников областной избирательной комиссии. Это единственный пример подобного поведения председателя региональных избиркомов.
Новый глава региона и "Единая Россия" продавили свой состав избиркома в Республике Алтай. Как сообщала региональная газета "Листок", глава РА Александр Бердников незадолго до сессии собрал часть депутатов и дал им указания относительно того, за кого голосовать. В итоге председателем избиркома вместо Евгения Мешкинова стал "единоросс" главный редактор республиканской газеты "Звезда Алтая", председатель Горно-Алтайского городского комитета ветеранов войны и вооруженных сил Сергей Денчик. При голосовании в ЦИКе рекомендаций в алтайский избирком квалифицированного большинства не получила ни одна кандидатура, хотя за Мешкинова проголосовали семь членов ЦИКа. Однако после 15-минутного перерыва члены ЦИКа кандидатура Денчика одобрили единогласно.
В Ненецком АО председателем избирательной комиссии стала ветеран органов МВД, полковник милиции Вера Кузнецова, которая до этого работала секретарем ненецкого избиркома. Прежний председатель избиркома НАО Заур Тлябичев, возглавлявший комиссию с 1993 года, ушел в отставку.
В Брянской области вместо 13 лет возглавлявшего комиссию Виктора Гончаренко, ушедшего на пенсию, председателем избирательной комиссии избран Игорь Каплунов, который был председателем окружной комиссии № 66 на скандальных выборах депутата Госдумы РФ и официально числился юристом-консультантом В. Гончаренко. Заместителем председателя избирательной комиссии Брянской области стал руководитель исполкома Брянского РО партии "Единая Россия" Владимир Прояненков, а секретарём комиссии была избрана председатель комитета по делам семьи, охране материнства и детства администрации Брянской области Татьяна Дзех (т.е. подчиненная губернатора-"единоросса" Н.Денина). Официально же из 14 членов брянского избиркома четверо являются членами регионального отделения партии "Единая Россия", либо им выдвинуты.
В Псковской области новым председателем комиссии стала Юлия Куликова, ранее с февраля 2006 работавшая заместителем председателя Псковского облизбиркома. Перед этим в 2003-2007 облизбиркомом руководил заместитель директора ООО "Областное агентство безопасности" Михаил Иванов, назначенный от блока "Отечество – Вся Россия". Юлия Куликова была доверенным юристом нынешнего губернатора области Михаила Кузнецова еще в бытность его депутатом Государственной Думы РФ, а в облизбирком впервые попала в качестве представителя блока "Вместе ради будущего", который в 2002 возглавлял М. Кузнецов [1].
В Кабардино-Балкарии при новом главе региона А. Канокове новым председателем избиркома стал Андрей Тупикин. Он сменил на посту Бориса Зумакулова, проработавшего на этом посту с 2003 года. 51-летний юрист Андрей Тупикин, ранее занимал должность заместителя руководителя республиканского Управления Федеральной регистрационной службы России. Ранее Тупикин работал в органах прокуратуры, суда, юстиции. Заместителем председателя избиркома назначен Вячеслав Гешев, работавший и.о. начальника Управления федеральной миграционной службы, секретарем – Ирина Атмурзаева, занимавшая должность заместителя главы администрации Нальчика.
Закономерной стала смена председателя избиркома в Тыве, где новым главой избиркома стал Болат-оол Ондар. Заместителем председателя избиркома республики стал Олег Фортуна, входящий в состав комиссии с 2003 года. Ранее Б. Ондар работал в органах прокуратуры, в прошлом составе правительства Тывы занимал пост заместителя министра торговли и поддержки предпринимательства. Предшественник Б. Ондара на посту председателя республиканского избиркома замешанный в предвыборных скандалах 2006-2007 годов Шолбан Монгуш 10 июля был назначен полномочным представителем Председателя Правительства Республики Тыва в Конституционном и Верховном судах Тувы.
В Пермском крае формирование нового избиркома связано также с созданием объединенного субъекта Федерации. Его председателем стала бывший председатель временной краевой избирательной комиссии Татьяна Бородина.
В Курской области, где после региональных выборов 2006 доминирует "Единая Россия", председателем областной избирательной комиссии стала Галина Заика, ранее работавшая управделами администрации Сеймского округа Курска. Секретарем назначен Сергей Мальцев, бывший завотделом партстроительства курского исполкома "Единой России". И лишь заместителем председателя по-прежнему осталась Татьяна Бахтина. Г. Заика заменила Елену Яровую, двенадцать лет возглавлявшую облизбирком.
В Марий-эл покинула свой пост председатель республиканского ЦИКа, юрист Марина Горячкина. Новым председателем ЦИКа Марий Эл избран Николай Клементьев. Ранее он возглавлял территориальную избирательную комиссию города Йошкар-Олы и работал начальником Куярской колонии. По неофициальным данным все члены избирательной комиссии от политических партий, кроме КПРФ, были назначены по рекомендации Правительства республики (происходил обзвон членов Совета региональных отделений и их просили выдвинуть определенного человека).
В Кемеровской области новым председателем комиссии единогласно избран Сергей Реутов, являвшийся заместителем председателя комиссии предыдущего состава. В списке рекомендованных и утвержденных членов облизбиркома не оказалось прежнего председателя облизбиркома Евгения Разыграева, который возглавлял комиссию восемь лет – с 1999 года. В качестве причины отставки Разыграева назывался возраст. Из прежнего состава кемеровского облизбиркома в нем осталось только четыре человека.
В Калужской области председателем Избирательной комиссии Калужской области нового созыва стал начальник Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Калужской области Вячеслав Кузнецов.
Представитель правоохранительных органов возглавил избирком Орловской области. Здесь председателем облизбиркома стал начальник орловского юридического института, генерал-майор милиции Евгений Щендригин. Предшественник Щендригина Анатолий Трофимов, ушедший на пенсию, бессменно занимал данный пост с 1993 года. Формально утверждение состава облизбиркома прошло бесконфликтно: на сессии областного Совета народных депутатов был вынесен готовый список. Определенный конфликт был вызван уклонением от включения в списки кандидатов в члены избирательной комиссии фамилии выдвинутой общественностью Татьяны Кононыгиной, руководителя регионального общества "Знание" – авторитетного в регионе человека, руководителя регионального Центра избирательных технологий, отличающейся принципиальностью и независимым характером.
При замене ряда авторитетных и опытных председателей избиркомов при этом на своих постах остались главы избирательных комиссий, к которым у участников региональных выборов 2006/2007 было наибольшее число претензий.
Так, отвечать за проведение выборов в Дагестане по-прежнему будет Магомед Халитов, в Московской области – Валентина Смирнова, в Свердловской области – Владимир Мостовщиков. При этом в Свердловской области, насколько известно, все руководство комиссии (как и большинство остальных членов) жестко контролируются председателем. Сам Мостовщиков считается человеком, близким к областной администрации. Судя по всему, он сам во взаимодействии с командой губернатора определил состав комиссии. Некоторые отделения партий в Свердловской области фактически оказались в ситуации: либо выдвижение своего кандидата и большая возможность отказа в назначении, либо выдвижение стороннего человека, определенного совместно с председателем комиссии. При этом заседание ЦИК РФ по выдвижению В. Мостовщикова в председатели комиссии проходило в закрытом режиме. Резко против назначения Мостовщикова выступала партия "Справедливая Россия" и лично Сергей Миронов. Связано это было со снятием списка Российской Партии ЖИЗНИ с выборов в Свердловскую областную думу в октябре 2006 г. После рекомендации ЦИК Мостовщиков был избран председателем безальтернативно и единогласно.
Самым скандальным стало формирование нового избиркома в Ставропольском крае. После того, как обе назначенные половины комиссии (губернатора и краевой Госдумы) в регионе были отменены по исковым заявлениям противоборствующих политических сил (так губернатор не учел предложение СПС, имеющей фракцию в краевой думе), суды обязали Центризбирком назначить своим решением всех 14 членов комиссии и ее руководство. 19 июля избрание новых членов избиркома состоялось, но при этом фамилии руководства решили огласить 2 августа. Назначая новых членов крайизбиркома, ЦИК не объявил новый конкурс, не опубликовал о сроках приема документов объявление, после чего должен был ждать месяц и потом только принимать решение. Кроме того, ЦИКу не удалось соблюсти предусмотренный законом при формировании субъектовых избиркомов принцип паритетности. Таким образом, Центризбирком сформировал комиссию фактически только из ставленников "Единой России".
24 июля обиженный кандидат Дмитрий Цыбин, из-за решения ЦИКа выпавший из числа назначенцев (до этого он шел по квоте краевой Госдумы), опротестовал постановление через Ленинский районный суд Ставрополя. Несколько дней спустя Центризбирком обратился в Верховный суд РФ с просьбой рассудить участников конфликта. Было два постановления ЦИКа. Одно ссылается на решение Ленинского суда, признавшего незаконным формирование губернаторской квоты, другое – на аналогичное решение Минераловодского суда в отношении думской части комиссии. Однако решение суда Минвод в итоге было отменено. Автоматически решение ЦИКа лишилось основания. Тем не менее, 3 августа ставропольская комиссия, назначенная ЦИКом, начала заседание, чтобы избрать свое руководство. Это, спровоцировало представителей краевой думы на аналогичные действия: часом позже состав думской квоты – шесть человек плюс два из рекомендованных ЦИКом (представители СПС и КПРФ) – открыл заседание на своей площадке. Заседание эсэровского состава проводилось в помещении краевой избирательной комиссии, "единороссовская" комиссия проводила заседание в помещении правительства Ставропольского края. Прежний глава комиссии Лиманов вместе с аппаратом крайизбиркома помогал "думской" части комиссии оформлять документы, обеспечивая легитимность процесса. Член комиссии Юлия Ляликова объяснила позицию тем, что Центризбирком нарушил не только правовую чистоту процедуры назначения членов регионального избиркома, но и, назначив большую часть ставленников единороссов, пренебрег политическим равновесием, столь необходимым в этой сложной ситуации [2]. Председателем думской половины стал зампред городской избирательного комиссии Ставрополя Владимир Шатурин. Однако ЦИК объявил это заседание незаконным.
10 августа ЦИК назначил своим решением всех 14 членов нового состава Ставропольской краевой избирательной комиссии. 13 августа член "Единой России" адвокат Борис Дьяконов был избран председателем данного состава избирательной комиссии Ставропольского края. Заместителем председателя крайизбиркома был избран Степан Липиров, секретарем – Сергей Панков.
Государственная дума Ставропольского края, большинство в которой имеет "Справедливая Россия" и её союзники, оспорила в Верховном суде России решение Центризбиркома о формировании нового состава краевого избиркома из представителей "Единой России". По мнению депутатов, своим решением ЦИК превысил свои полномочия, поскольку в сложившейся ситуации он должен был назначить либо только губернаторскую семерку с включением в нее представителя СПС, либо всех 14 членов, но продублировав думский список. 24 августа Верховный суд РФ отказал Государственной Думе Ставропольского края в иске против постановления Центральной избирательной комиссии РФ.
В результате борьбы сохранила пост председателя Ярославского облизбиркома Галина Степенко – это один из редких случаев конкуренции кандидатов "Единой России" и областной администрации. В регионе несколько месяцев шла напряженная борьба между двумя претендентами на этот пост – действующим председателем Галиной Степенко и ее заместителем Александром Кузнецовым. Степенко была выдвинута партией "Единая Россия", Кузнецов – администрацией Ярославской области. В ходе заседания Центризбиркома посетивший Ярославль член ЦИК Игорь Борисов предложил поддержать Кузнецова. Однако за него проголосовал только один человек. Тогда секретарь ЦИК Николай Конкин высказался за то, чтобы рекомендовать Степенко. Присутствующий на заседании сенатор от Ярославской области Н. Тонков также высказался в поддержку Степенко, заметив, что и губернатор региона А. Лисицын не имеет ничего против ее избрания. В итоге Степенко поддержало десять членов ЦИК [3]. В региональной прессе сообщалось, что в ходже борьба за пост председателя избиркома применялись даже черные технологии применялись. Незадолго до финального заседания, члены Центризбиркома получили несколько анонимных писем против Степенко. Новым зампредом облизбиркома избран бывший заместитель начальника областного УВД Сергей Котомин. Есть мнение, что администрация области поддерживала А. Кузнецова под давлением федеральных структур, хотя негласно поддерживала Г. Степенко.
В Самарской области в избирком назначены и 2 представителя "Единой России" (Илья Бобылев и председатель комиссии Ольга Соломатина), и представитель "Молодой Гвардии "Единой России". При этом состав комиссии обновился на половину.
В Алтайском крае "Блок в поддержку президента – за развитие края", в марте 2004 добившийся внезапного успеха на выборах краевого совета, в установленный законом срок представил в крайсовет для назначения в избирком кандидатуру Руслана Бетенькова. Однако в Постановлении, принятом краевым Советом, с перечнем утвержденных членов комиссии, Р. Ю. Бетенькова не оказалось. Официальная причина отказа – неправильность в оформлении предоставленных документов. По данному факту представители блока обратились в судебные инстанции, однако Постановление отменено не было.
В Карелии при формировании республиканского избиркома профильный комитет республиканского парламента отклонил кандидатуры "яблочника" Игоря Монакова, который почему-то не подал заявление в Законодательное собрание, а послал его в ЦИК РФ, и представителя партии "Патриоты России" Бориса Тюкова, который является секретарем региональной партийной организации, что противоречит членству в избирательной комиссии.
Одним из самых политически представительных оказался состав Костромского облизбиркома, где комиссия обновилась на 36 % (5 человек). Из партий в ней представлены "Справедливая Россия", Партия Возрождения России, СПС, Аграрная партия, КПРФ, "Яблоко", "Народный союз", "Единая Россия", ЛДПР, а также общественные организации "Костромской областной Союз женщин" и отделение "РОО инвалидов войн и военных конфликтов".
--------------------------------------------------------------------------------
Таким образом, уже на старте кампании заметно, что в большинстве регионов силы, мягко выражаясь, не равны, а те, кому предстоит организовывать и контролировать происходящее порой далеки от беспристрастности. В этих условиях для представителей оппозиционных партий огромное значение приобретает качество их представителей с совещательным голосом в комиссиях всех уровней. Ведь на этот раз на выборах будет и крайне сложная система финансирования выборов, когда помимо общероссийского избирательного фонда будут фонды региональные. И нарушения в финансировании в том или ином регионе могут привести к выбытию из списка целой территориальной группы кандидатов. Уже не говоря про такие основания, как "экстремистская деятельность" и т.д. А если групп в списке окажется меньше 75, то выбывает весь партийный список.
--------------------------------------------------------------------------------
[1] Киселев М. Сплошная экономия. // Псковская губерния. 04.07.2007 www.gubernia.pskovregion.org
[2] Н. Костенко. Игра без правил. // Независимая газета. 6.08.2007
[3] www.regnum.ru 15:11 28.06.2007
Александр Кынев
05.09.2007
Статья опубликована на сайте Новая Политика
Постоянный URL статьи http://www.novopol.ru/material26820.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Кынев А., Подмосковный "бублик" и "Боевое братство"
Демократия.Ру: Кынев А., Ленинградская область: борьба в тени Петербурга
Демократия.Ру: Паздникова Ю., Мособлфальсификация
Демократия.Ру: Гусева Д., Партии наголо. Местные элиты используют региональные выборы для сведения счетов
Демократия.Ру: Кынев А., Коми: от Спиридонова к Торлопову и обратно
Демократия.Ру: Зыгарь М., В Белгородской области прошли федеральные выборы
Демократия.Ру: Самарская область. При принятии финансового отчета избиркома на заседании комитета по бюджету разразился скандал
Демократия.Ру: Преображенский И., Центр продолжает строить избиркомы
|