Демократия.Ру




Чтобы поступать справедливо, нужно знать очень немного; но чтобы с полным основанием творить несправедливость, нужно основательно изучить право. Георг Кристоф Лихтенберг (1742-1799), немецкий учёный и публицист


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:55

Обновлено: 06.09.2007  Версия для печати

Послан из Кремля

Борисов И.

Почему, на ваш взгляд, была отложена публикация указа президента о выборах? Есть ли здесь что-то кроме технических проблем?// Игорь (Нижний Новгород)

Почему откладывается начало предвыборной кампании? Правда, что это делается для того, чтобы "Единая Россия" успела провести съезд?// Борис (Госдума)

Нет, во-первых, хочу сказать, что задержки никакой не было. Вспоминаю 2003 год -- тогда именно 2 сенятбря президентом был подписан указ. Хочу отдать должное специалистам "Единой России", которая правильно подсчитала дату официального старта избирательной кампании. Более того, на моей памяти никогда избирательная кампания не начиналась в период с 1 сентября, когда практически все семьи приступают к процессу обучения в школах, вузах, страна возвращается с каникул.
Еще раз повторю -- с юридической точки зрения указ мог быть опубликован 7 сентября, то есть задержки никакой не было. Более того, ЦИК была готова организовать и проводить выборы с участием нижестоящих комиссий, которые насчитывают в своих рядах около 1 млн граждан РФ, с 14 августа текущего года. Так же, как мы были готовы начать этот процесс с 8 сентября, когда истекает крайний срок опубликования указа о назначении выборов.

Скажите, какова вероятность того, что малонаселенные субъекты федерации не смогут иметь своего представителя в Госдуме в соответствии с изменениями избирательного законодательства? И правда ли, что малым регионам выгодно голосовать только за "Единую Россию", потому что кандидаты от других партий не смогут войти в Госдуму от этих регионов?// Оксана (Ингушетия)

Положа руку на сердце -- вы действительно считаете последние изменения в законодательстве о выборах прогрессивными? Ведь отмена порога явки, графы "против всех" и увеличение порога прохождения в Думу однозначно и явно сужают возможность проявления простым народом своего отношения к власти. А череда снятия и уходов в отставку назначенных ранее губернаторов не говорит ли о том, что процесс назначения в нашей стране менее оптимален нежели выборы (решение принимает меньшее количество людей, следовательно, при возможных манипуляциях меньше расходов). Может, надо было направить усилия на отработку процедуры отзыва мандата доверия избирателей? Спасибо. // Тимофей (Курск)

На этих выборах из бюллетеней исчезла графа против всех, а что делать тем, кто будет против всех, кто в списке, не ходить на выборы?// Анна (Мурманск)

Как вы считаете, зачем на выборах в Госдуму был введен семипроцентный барьер? Для того чтобы свести на нет политическую конкуренцию между партиями?// Алексей (Самара)

Здравствуйте. Объясните, как можно было отменять минимальный порог явки. Какие основные "за" были у этого решения? Скажите, пожалуйста, в каких еще демократических государствах такая практика существует.// Игорь (Москва)

На этих выборах был отменен порог явки избирателей, тем не менее, и социологи и политики уделяют этому вопросу много внимания, делая определенные прогнозы. Как вы считаете, какова будет явка избирателей? И какие партии выиграют от того, что явка будет высокой или низкой?// Виктор (Нижний)


Очень большой блок вопросов.
По порядку. Последние изменения избирательного законодательства, которые произошли в 2005--07 гг., направлены на демократизацию российских избирательных процедур. Прежде всего это касается перехода на чисто пропорциональную систему. Моя оценка данного перехода -- это большой подарок фракции "Единая Россия" в Госдуме другим партиям. Если бы к 2007 г. у нас осталась смешанная либо наоборот, как это зачастую бывает в других европейских государствах, мы перешли бы к чисто мажоритарной системе, то ни одна партия кроме "Единой России" не получила бы мандатов в Госдуме 5-го созыва. Этих выводов придерживаются ведущие специалисты, политологи, эксперты, которые занимаются проблематикой электоральных процедур. В подтверждение данных слов могу привести следующие цифры: около 70 губернаторов (глав субъектов РФ) сегодня являются либо членами, либо сторонниками партии власти. Классическая мажоритарная система всегда дает преимущества, неоспоримые преимущества партии власти. Пропорциональная же система дает возможность получения мандатов и другим, в том числе и малым партиям.
Что касается отмены графы "против всех". По результатам наблюдения федеральной избирательной кампании 2003--04 гг., Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) рекомендовала отменить графу "против всех" в российском законодательстве. Так как эта графа не позволяла выявить действительную волю избирателей, их отношение к той или иной политической силе. Более того, с отменой графы "против всех" мы подталкиваем избирателя сделать осознанный выбор: выбрать ту политическую силу, к которой тяготеет данный гражданин, а не отмахиваться от выбора, перекладывая его на плечи других.
В связи с этим хочется даже напомнить одно умное изречение: "Плохую власть выбирает тот избиратель, который не голосует".
Следующий цикл изменений, связанный с переходом к пропорциональной системе. Российское законодательство учло ряд недостатков, присущих классической пропорциональной системе, и снивелировало их в действующем законодательстве. Недостатком классической пропорциональной системы является присутствие большого количества политических партий в парламенте, что не позволяет вести конструктивную работу в законодательном органе государства. Зачастую такие парламенты распускаются в соответствии с национальным законодательством того или иного государства (последний пример -- роспуск Верховной рады Украины). С целью придания работоспособности парламенту в российском законодательстве был принят ряд изменений, а именно: минимальная численность партий увеличена до 50 тыс. членов, увеличен заградительный барьер -- до 7%, а также запрещено блокирование.
Минусы блокирования, когда блок предлагает невнятные программы, мы ощутили на себе, когда в первый же год работы Государственной думы 4-го созыва блок "Родина" распался. И вместе с ним распались голоса избирателей, которые проголосовали за него.
В новом законодательстве отсутствует порог явки. Данное изменение связано с международными обязательствами РФ по приведению своих норм в соответствие с международными стандартами. Речь идет о свободных выборах. Никто не имеет права принуждать избирателя прийти на выборы либо проголосовать за того или иного кандидата.
Установленный порог явки зачастую приводил к тому, что органы власти на местах оказывали кое-где скрытое, а кое-где прямое давление на избирателя с целью заставить его прийти на избирательные участки и обеспечить соответствующий процент. Иногда этим грешили и избирательные комиссии, в обязанность которых входит организация и проведение выборов.
И если выборы признавались несостоявшимися в связи с низкой явкой, виноватыми "назначались" соответствующие должностные лица и органы.
Поэтому с отменой порога явки мы еще на шаг приблизились к общепринятым международным избирательным стандартам.
Что касается непосредственно явки на выборах в декабре 2007 г. -- перед ЦИК не стоит задача обеспечить тот или иной процент явки избирателей. Но мы (члены и сотрудники аппарата ЦИК), как граждане РФ, считаем, что в управлении делами государства должен участвовать каждый гражданин России. Поэтому мы заинтересованы донести до каждого избирателя достоверную информацию о нашей избирательной системе, одной из лучших в мире, об участниках избирательного процесса, а также разъяснить порядок реализации избирательных процедур. Мы предполагаем, что за счет нашей информационно-разъяснительной деятельности нам удастся привлечь на избирательные участки максимально большое количество избирателей.
Вопрос явки больше интересует участников избирательной кампании -- партии. Они делают расчеты, какая непосредственно группа населения будет голосовать за них либо против них. И кому это выгодно. Мы, как организаторы выборов, не вмешиваемся в этот процесс, а отслеживаем законность действий участников выборов.
Любые их агитационные мероприятия, направленные на повышение либо на понижение явки, должны строго соответствовать требованиям законодательства.
По последним данным ВЦИОМа, прогнозируемая явка на выборах в декабре будет около 60%.

Существует ли внутри ЦИКа некая структура, ответственная за борьбу с черными технологиями, кто в нее входит и как она работает?// Ирины (Киров)

Председатель центризбиркома Чуров говорил, что раньше ходил на выборы только из-за того, что на них продавали любимые им пирожки с рисом и яйцами. Можно ли считать продажу пирожков на избирательных участках "черной технологией, направленной на привлечение избирателей на избирательные участки"? Чуров, кажется, утверждал, что нет, что это - не "черная технология". Но тогда не кажется ли Вам, что ЦИК придерживается явно односторонней позиции, когда действия физических и юридических лиц, направленные на привлечение избирателей на участки, например, агитацию за посещение избирательных участков, он рассматривает как "хорошие", "моральные" и "законные", а действия физических и юридических лиц с противоположным знаком, например, агитацию за бойкот выборов, как действия "плохие", "аморальные" и "незаконные"?// Юрий Власов (г. Москва)

Я и мои родственники на балконах и окнах принадлежащих нам квартир вывесим самодельные плакаты с надписью " Я и моя семья голосует за "ЕДИНУЮ РОССИЮ" (с момента официальной регистрации Списка партии "Единая Россия". Как эта инициатива соотносится с действующим законодательством?// Валентин Мельник (г.Омск)

Как ЦИК планирует бороться с использованием технологий черного пиара на выборах?// ПИАР (россия)


Начнем с того, что "черные технологии" -- это миф, придуманный политтехнологами для повышения своего авторитета перед заказчиками. Существуют законные и противоправные методы ведения избирательной кампании. То, что пытаются называть "черными технологиями", связано с определенным несовершенством действующего законодательства, которое постоянно дополняется и совершенствуется. В качестве примера классической, но относительно новой "черной техгнологии" можно привести следующее: мы все были свидетелями событий так называемых "оранжевых революций", произошедших в последнее время в государствах на постсоветском пространстве. Начинались они с того, что ставился под сомнение результат, объявленный национальной избирательной комиссией, а в качестве аргумента его несоответствия приводились данные экзит-пулов, проводимых авторитетными западными социологическими службами.
Буквально месяц назад мой хороший коллега, политолог, рассказал, каким образом подтасовываются данные экзит-пулов, о чем даже не догадываются сами организаторы этих опросов. На участок, где проводится экзит-пул, приводится целый автобус народа, которые делают вид, что заходят на избирательный участок, а потом напрямую идут к группе, проводящей экзит-пул. Естественно, никаких документов у них не спрашивается, но они четко отвечают, что проголосовали за кандидата, который заказал это действие. Естественно, суммарные результаты экзит-пула отличаются от действительной воли избирателя, которую он изъявил на избирательном участке.
Но эффект от несовпадения получается колоссальным -- вплоть до революций.

Известно ли ЦИК о желании каких-либо социологических служб -- иностранных или российских -- проводить экзит-пулы у нас, и каково отношение ЦИК к таким намерениям?// Газета.Ru

ЦИК -- правоприменительный орган, мы не можем ограничивать в правах ни избирателй, ни граждан, ни СМИ, ни социологические службы. За исключением того, что предусмотрено законом.
Законодательство РФ допускает проведение экзит-пулов в день голосования. С ограничениями, установленными законом. У нас не требуется получать аккредитацию на проведение экзит-пулов. Одно существенное требование к ним -- они не должны нарушать тайну голосования и проводить агитацию. Результаты опросов могут быть опубликованы только после окончания времени голосования на всей территории РФ, то есть в 21 час 2-го декабря. Какими-либо другими сведениями об организациях, их желаниях провести социологические исследования в период избирательной кампании, в том числе в день голосования, мы не располагаем.

Как ЦИК относится к намерению ряда партий вести параллельные подсчеты голосов и какие юридические последствия могут быть при обнаружении расхождений таких итогов с официальными?// Олег

Политические партии через своих представителей (наблюдателей, членов комиссии с правом совещательного голоса) имеют право получить -- а избирательная комиссия обязана выдать -- заверенные копии протоколов об итогах голосования. Естественно, партии самостоятельно, по этим протоколам, могут произвести подсчет голосов избирателей и получить итоговый результат. В случае несовпадения данного результата с данными избирательных комиссий партии либо их представители могут обратиться в вышестоящие комиссии, вплоть до ЦИК, либо в суд. Но при этом обязательно должны предоставить документы и материалы, на основании которых они проводили свой подсчет (для рассмотрения вопроса по существу). Кстати, такие заявления (о расхождении данных) по результатам выборов 2003 г. делали совместно СПС и КПРФ. Но в ходе судебного разбирательства доводы не подтвердились. Хотя в ходе организации и проведения местных выборов бывают такие случаи, когда в итоговые протоколы вносятся изменения именно на основании данных, представленных наблюдателями. Обычно такие изменения незначительные и не влияют на общий результат выборов.
Это связано с тем, что любые подтасовки со стороны организаторов выборов в ходе голосования и подсчета голосов являются уголовно-наказуемым деянием. А все действия членами избирательных комиссий осуществляются открыто и гласно.

Что имел в виду председатель Центризбиркома Чуров, сообщив недавно об отправке в период выборов в некоторые регионы групп специалистов-правоведов, которые будут отслеживать нарушения законодательства. Чуров при этом назвал только Пермский край. Почему именно Пермский край? Какие еще регионы? Кто эти специалисты, и что более или менее конкретно они будут делать?// Александра (Пермь)

Я не знаю, что конкретно имел в виду председатель ЦИКа, но действительно, ЦИК и лично председатель обладают такой возможностью -- содействовать организации и проведению выборов в субъектах РФ.
Такую помощь мы постоянно оказываем не только организаторам выборов, но и представителям политических партий, а также кандидатов, которые направляют свои запросы в ЦИК из регионов. ЦИК РФ одновременно поддерживает тесные деловые отношения со всеми правозащитными организациями на территории РФ, которые занимаются защитой избирательных прав граждан.
Периодически мы направляем в субъекты РФ консультантов и специалистов из состава сотрудников аппарата ЦИКа, а также члены ЦИКа выезжают в субъекты РФ для оказания консультативной и методической помощи по организации проведения выборов.

Будут ли в рамках начавшейся кампании применяться к ее участникам нормы переписанного антиэкстремистского законодательства. Какую роль в контроле над высказываниями кандидатов будет играть ЦИК?// Антон (Москва)

Повторюсь, ЦИК является правоприменительным органом. Закон запрещает любым субъектам, будь то юридические либо физические лица, заниматься экстремистской деятельностью, а в период избирательной кампании, помимо прочего, экстремистская деятельность будет караться санкцией -- отменой, либо отказом в регистрации избирательного объединения. Действительно, закон "О противодействии экстремизму" очень молод -- еще не выработана правоприменительная практика. Нам будет достаточно сложно давать четкую квалифицированную оценку действиям участников изибрательного процесса. Поэтому уже сегодня мы взаимодействуем по этому вопросу не только с правоохранительными органами, но и также с рядом правозащитных, некоммерческих организаций, у которых наработан опыт в этом направлении.

Агитационная кампания в прессе фактически стартует в момент проведения национального праздника Дня национального единства и неофициального праздника Дня великой октябрьской революции, нет сомнений, что партии приложат максимум усилий, чтобы использовать эти праздники для агитации. Это, безусловно, вызовет информационные споры, что признавать агитацией, а что нет. Как ЦИК будет реагировать на подобные ситуации?// Газета.Ru

Как лично вы относитесь к обнаружившейся летом этого года лазейке в законодательстве, позволяющей партиям на условиях социальной рекламы задолго до выборов размещать на щитах по сути свою агитацию. Не собирается ли ЦИК каким-то образом исправлять данную ситуацию? // Илья (Новосибирск)

Будет ли ЦИК проводить расследование по поводу того, что "Единая Россия" включила в свой предвыборный список от Москвы Сергея Железняка, гендиректора компании News Outdoors Russia, специализирующейся на размещении наружной рекламы?// Юрий (Москва)


Мы будем опять реагировать в соответствии с требованиями закона относительно нарушений участниками избирательного процесса, то есть партиями, так и со стороны СМИ.
Основное правило освещения хода избирательной кампании -- это то, что информация, обнародуемая СМИ, должна быть объективна, достоверна и не нарушать равенства прав участников избирательного процесса. Мы не можем, не имеем на это права -- запретить СМИ освещать события, происходящие у нас в стране, вне зависимости от того, связаны они с выборами либо нет. Но при этом СМИ должны неукоснительно соблюдать требования законодательства. Поэтому партии имеют право проводить агитацию любыми не запрещенными законом способами и средствами, в том числе митингами, шествиями, собраниями и тому подобное. Но при этом СМИ при освещении данных действий должны соблюдать основные принципы освещения предвыборной кампании.
По первому вопросу: лазейки в законодательстве здесь никакой нет. Партии до начала избирательной кампании имеют право рекламировать свою деятельность, в том числе посредством размещения наружной рекламы. Была некоторая неопределенность в вопросах регулирования данного процесса со стороны ФАС, которую мы совместно с ФАС разрешили до начала избирательной кампании. Политические партии имеют право рекламироать себя в любых установленных законом формах до начала избирательной кампании.
С началом избирательной кампании действуют ограничения, предусмотренные избирательным законодательством. Основное из них -- что изготовление и распространение агитационных материалов должно быть оплачено из средств избирательного фонда. Если такая оплата не производится, то это является нарушением избирательного законодательства. Если помимо избирательного фонда будет оплачено более 20 млн рублей (5% избирательного фонда), то регистрация избирательного объединения может быть отменена.
Также на агитационные материалы распространяется еще ряд ограничений, предусмотренных действующим избирательным законодательством. Такие материалы, как использование изображения физического лица, допускаются только с его согласия, сами материалы предоставляются в соответствующие избирательные комиссии и тому подобное.
Что касатеся включения в список руководителя рекламного агентства, то это не противоречит законодательству. Единственное, что предпримет избирательная комиссия в связи с этим вопросом читателя -- мы более внимательно будем следить за исполнением требования законодательства о равном доступе политических партий в наружной рекламе и в случае выявления нарушений незамедлительно принимать меры.

В соответствии с новым избирательным законом регионы будут разделены на региональные группы численностью от 80 до 153, согласно схеме, утвержденной ЦИК, при этом каждая региональная группа, представляющая ту или иную партию, сможет иметь свой избирательный фонд, независимый от федерального фонда. То есть центральному аппарату партии будет достаточно сложно контролировать, не расходуются ли деньги избирательных фондов в региональных группах с нарушением закона. В этой связи может ли быть снята партия с выборов, если будет установлено, что какая-нибудь из ее региональных групп нарушила закон?//

Вопрос я понял, но действует то же правило -- о нарушении 5% (превышение средств избирательного фонда на 5%). Но сомневаюсь, что такой "перерасход" может допустить региональное отедление, у которого фонд, в соответствии с законом, колеблется от 6 до 30 млн. А что касается проблем контроля головного офиса партии, то у ЦИК такой проблемы нет -- мы будем четко отслеживать все расходы политической партии и ее региональных отделений.

Сколько партий, на ваш взгляд, поборются за право пройти в Государственную думу? И сколько пройдет?// Газета.Ru

Сегодня "Российская газета", официальный орган, опубликовала список политических партий, которые допущены Федеральной регистрационной службой к участию в выборах депутатов ГД. Таких партий 15.
Это как раз потенциальные участники грядущих избирательных баталий. Они не только доказали свою состоятельность, но и прошли достаточно скрупулезную проверку в Росрегистрации.
Но буквально несколько дней назад партия "зеленых", вошедшая в этот список, сделала публичное заявление, что не будет самостоятельно участвовать в этих выборах, то есть их осталось 14.
Самое удивительное, связанное с числом участников избирательной кампании, -- это то, как это число оценивают наши избиратели. На вопрос ВЦИОМа, много ли 15 партий для России, опрашиваемые отвечают, что мало. Но когда их спрашивают, много ли 10 партий в бюллетене, из которых им предстоит выбрать одну, то наши избиратели овтечают, что очень много. Мое предположение основывается на тенденции уменьшения участников федеральной избирательной кампании: 1999 г. -- 26, 2003 г. -- 23, в этом году пройдут процесс регистрации (который представляет собой достаточно сложную процедуру и требует мобилизации всех ресурсов партий) не более 10 партий.
Таково число участников избирательной кампании.

Что касается паритй, допущенных к распределению депутатских мандатов, то здесь я могу точно назвать две цифры: их будет не менее двух и не более 15. Понятно, что второе число -- это шутка. А первое обусловлено требованием российского законодательства, которое не допускает монополизации парламента одной партией.
Что говорить о моих личных прогнозах, то я предполагаю, что это будут 4--5 партий, которые преодолеют 7-процентный барьер.

Игорь Борисович, согласитесь, что 99,9% способов использования административного ресурса остались за рамками законодательного запрета. Например, чеченскую войну, начатую в сентябре 1999-го года после взрыва неустановленными лицами домов в Москве, никто не рассматривает как использование административного ресурса, хотя невооруженным глазом просматривается черная технология раскрутки кандидата в президенты. Не дай бог, если нечто подобное нас ожидает опять в ближайшие полгода. Я уже не говорю про элементарное устройство ремонтных работ в местах митингов политических противников или использование силовиков, прокуратуры и судов против оппонентов, их сторонников и их средств информации. Что вы думаете по поводу этого несовершенства законодательства?// Владимир (г.Москва)

Фиксируются ли уже жалобы на использование административного ресурса? Были, например сведения, что в применении адмресурса замечен губернатор Орловской области Егор Строев, приказавший всем подчиненным вступить в партию власти// Владимир

Почему использование административного ресурса не приравнивается к запрещенными предвыборным технологиям?// Лара (Саратов)

Здравствуйте, а как бороться с административным ресурсом? Для вас не должно быть секретом, что во многих регионах, особенно в национальных республиках, он применяется особенно широко. Собирается ли ЦИК вообще уделять этому внимание?// Катя (Москва)


Кстати, этот вопрос подтверждает, что черные технологии -- это миф.
Использование административного ресурса в смысле заданного вопроса -- это как раз противоправное деяние, которое запрещено законом. У нас запрещено оказывать преимущества тому или иному кандидату, той или иной партии, любым физическим и юридическим лицам. И тем более лицам, наделенным властью. У нас запрещено не только впрямую давить на подчиненных, но даже использовать служебный телефон в предвыборных целях. Перегибы на местах, естественно, случаются. Вопрос в другом -- почему те люди, которых заставляют вступить в партию, молчат об этом либо задают вопросы в анонимном порядке?
Сейчас в российском законодательстве отсутствует понятие "чиновник категории "А". Но по смыслу вопрос понятен. Как и в предыдущем вопросе, никто не имеет права использовать преимущества своего должностного положения в целях оказания содействия политическим партиям либо кандидатам. Но как гражданин, естественно, любой чиновник тяготеет по своим внутренним убеждениям к той или иной политической партии. В федеральном законодательстве отдельным категориям граждан (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов) запрещено состоять в партиях. В большинстве цивилизованных государств мира президент является партийным и в открытую ведет агитацию за свою партию. Российское законодательство пока не допускает такого, поэтому лица, наделенные властью, не имеют права использовать преимущества, данные им законом и занимаемой должностью. Но при этом им не запрещено приходить на мероприятия, в том числе на съезды любой политической партии. Как этот приход отразится на формировании волеизъявления избирателей, во многом зависит от СМИ, освещающих это событие.
Более того, я уверен, что действующий президент РФ ни при каких обстоятельствах не будет нарушать требования действующего законодательства.

Допускаете ли вы, что в перспективе норма о беспартийности президента будет изменена?// Газета.Ru

Я допускаю, что с переходом от смешанной системы к пропорциональной наша страна начала двигаться от президентско-парламентской к парламентско-президентской республике.
И в недалеком будущем правительство будет формироваться парламентом. С учетом электоральных предпочтений наших граждан. Поэтому соответствующие запреты на партийность первых лиц государства также будут отменены.

Здравствуйте, я, наверное, все равно пойду на выборы, но мне кажется, это обман, когда в бюллетенях будут фамилии тех, кто не пойдет в депутаты. Почему ЦИК ничего не делает с этим, это же вызывает недоверие к избирательной системе?// Рубанова Людмила (Москва)

Как раз пользуясь случаем, как начинается передача "Поле Чудес", хочу обратиться к нашим читателям. Хочу пояснить, что ЦИК является правоприменителем. ЦИК действует строго в рамках закона. ЦИК не может предпринять действий, выходящих за ее полномочия. Мы не можем запретить то, что разрешено законом. В данном случае закон допускает внесение в списки канидатур, которые впоследствии откажутся быть депутатами. Предыдущий глава ЦИК от лица нашей организации резко критиковал эту норму. Однако законодатель счел возможным ее оставить. Определенная логика здесь есть -- сегодня партия, как я гвоорил ранее, предлагает голосовать не за конкретную личность, а за свою программу и за свой путь развития государства, которые будут реализовать не отдельные личности -- Строев, Евдокимов, ... -- а политическая партия, как коллегиальный орган, выражающий интересы определенной группы своих сторонников.

К примеру, такая ситуация: президент Путин в период избирательной кампании, как это у него принято, приходит на съезд какой-либо из главных партий (чтобы никто не догадался, какой, скажем «Яблока») и желает ей успехов. Является ли это нарушением законодательства с точки зрения участия в агитации чиновников категории А?// Андрей Захаров

Сейчас в российском законодательстве отсутствует понятие "чиновник категории "А". Но по смыслу вопрос понятен. Как и в предыдущем вопросе, никто не имеет права использовать преимущества своего должностного положения в целях оказания содействия политическим партиям либо кандидатам. Но как гражданин, естественно, любой чиновник тяготеет по своим внутренним убеждениям к той или иной политической партии. В федеральном законодательстве отдельным категориям граждан (военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов) запрещено состоять в партиях. В большинстве цивилизованных государств мира президент является партийным и в открытую ведет агитацию за свою партию. Российское законодательство пока не допускает такого, поэтому лица, наделенные властью, не имеют права использовать преимущества, данные им законом и занимаемой должностью. Но при этом им не запрещено приходить на мероприятия, в том числе на съезды любой политической партии. Как этот приход отразится на формировании волеизъявления избирателей, во многом зависит от СМИ, освещающих это событие.
Более того, я уверен, что действующий президент РФ ни при каких обстоятельствах не будет нарушать требования действующего законодательства.

Уважаемый Игорь Борисович, делает ли что-нибудь ЦИК для того, чтобы участие в предвыборных дебатах стало обязательным для всех кандидатов в президенты России?// Жаров Михаил (Самара)

Как вы думаете, что будет с Россией и российскими элитами, если Путин не назначит преемника (не выскажет своего предпочтения), а отдаст решение вопроса о следующем президенте России гражданам России?// Леонид Карапетян (г. Москва)

Очень интересует вопрос о преемственности президента. Это вообще где такое видано, чтобы президент демократического государства (а у нас страна -- пока демократическое государство, в соответствии со п. 1, ст. 1 Конституции РФ) назначал себе преемника? Попахивает авторитаризмом, братья-славяне... Или давайте вообще вернемся к царской власти(на экономику, на мой взгляд, это никак не повлияет) или как нормальные люди пойдем выбирать следующего президента...а то вот вам преемник, он будет править, а вы можете голосовать за кого хотите...спасибо.// Халимов Владимир (Москва)

Уважаемый господин Борисов, а как думаете Вы лично, кто будет следующим президентом России?// Иван (Петербург)

Здравствуйте, меня вот что интересует. Когда Путин назовет имя преемника, телеканалы станут следить за каждым его шагом, посвящать ему половину новостей и снимать про него фильмы. А ведь это может случиться до начала предвыборной кампании, когда еще нет ограничений на агитацию. Неужели неравные условия, в которые изначально будут поставлены кандидаты в президенты, не противоречат ни одному закону о выборах?// Егор (Новокузнецк)


Вопросы немножко не по адресу -- приглашайте политологов, социологов. ЦИК не занимается политическими предсказаниями.
Что касается освещения деятельности так называемого преемника, то она должна проходить с учетом принципов, которые я уже называл -- объективность, достоверность и равенство всех кандидатов с точки зрения освещения их деятельности.

По поводу первого вопроса, то ЦИК может сделать это только в одном случае -- если ЦИК законом введут в перечень органов, имеющих законодательную инициативу. На сегодяншинй день ЦИК не имеет права инициировать принятие того или иного закона.

Что будет с Россией, если Путин не назовет преемника? С Россией ничего не будет. Впервые уход главы государства у нас происходит на пике его доверия, которое зашкаливает за 80%. Сегодня некоторые политологи говорят о создании некоего "Института Путина" -- института в широком смысле этого слова, который даже с уходом В. Путина будет продолжать действовать и работать на благо государства российского, в соответствии с теми программными установками, которые неоднократно озвучивал наш действующий президент.
Сегодня уже несколько политических объединений заявили о своем стратегическом направлении -- поддержке "программы путина", а результаты грядущих выборов точно определят, кто будет непосредственно исполнять эту программу.

Если допустить, что преемник занимает госдолжность, должен ли он с этого момента уйти в оптуск, взять больничный?// Газета.Ru

У нас в законе есть прямая отсылка на ваш вопрос -- обязан уйти в отпуск только государственный и муниципальный служащий. Лица, замещающие государственную должность, не обязаны уходить в отпуск на период изибрательной кампании.

Спустя полгода работы обновленного состава ЦИКа скажите, пожалуйста, с какой целью был столь решительно обновлен Центризбирком? и все ли правильно делает новая команда. В прессе, например, обсуждалось неоднозначное решение ЦИКа поставить под контроль общение членов избиркома с прессой.// Алексей (Москва)

По поводу решительности обновления.
Произошла нормальная ротация -- была обновлена лишь треть ЦИК.
Курс ЦИКа не изменился. Он по-прежнему направлен на реализацию и защиту избирательных прав граждан. Буквально сегодня ЦИК нового состава приняла свое 200-е постановление, которое утверждает план мероприятий по организации и проведению выборов депутатов Госдумы.
По поводу второй части вопроса: мы очень любим верить мифам и слухам. И более того, способствуем их увеличению. Такого заявления никогда не делалось, и сделано быть не могло -- со стороны должностных лиц ЦИКа и ее членов. Для себя мы разработали внутренние правила общения со СМИ, предусматривающие не выносить на суд общественности вопросы, которые не обсуждены внутри ЦИКа.
И, как вы видите сегодня, любой член ЦИКа, включая его председателя, готов дать комментарий по любому вопросу, касающемуся непосредственно деятельности ЦИК.
Тем более, по вопросам, связанным с его личными наблюдениями либо прогнозами.

Спасибо вам за интервью.// Газета.Ru

Нашим читателям я хочу пожелать всего самого наилучшего, а самое главное -- внимательно и осознанно подойти к своему выбору, чтобы потом не было "мучительно больно", так как следуюище выборы предстоят через 4 года и по законодательству, которое будет изменено уже новым составом депутатского корпуса.


06.09.2007

Интервью опубликовано на сайте Газета.Ру
Список присланных вопросов
Постоянный URL интервью http://www.gazeta.ru/cik.shtml


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Бузин А., Памяти ЦИК РФ и Вешнякова лично

 Демократия.Ру: Кулыгин А., Глава Центризбиркома России отстранен от участия в выборах

 Демократия.Ру: Костенко Н., Чуров реанимирует советские паспорта

 Демократия.Ру: ИРИС провел конференцию, посвященную итогам региональных выборов 2001 года

 Демократия.Ру: Бузин А., “Чур меня…” или “Лучше бы Чуров не давал интервью”

 Демократия.Ру: Новый ЦИК России: какими будут выборы?

 Демократия.Ру: Центризбирком: арбитр или игрок на выборах?




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта