«Сухой» и пустой
Рачева Е.
«Надежда российского авиапрома» — новый региональный самолет Sukhoi SuperJet-100 — впервые представлен публике на авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре.
В присутствии Сергея Иванова опытный экземпляр SSJ (а по сути, его оболочку) торжественно выкатили на публику. Вице-премьер нежно похлопал самолет, сделал комплимент дизайну — и лайнер укатили, пообещав, что первый его полет состоится до конца этого года, а поставки «Аэрофлоту» (стартовому заказчику) начнутся в ноябре 2008 года.
Сейчас портфель заказов SSJ составляет 73 самолета. Производитель обещает, что до конца года их станет сто. На следующий год запланировано производство 13 самолетов, затем их собираются производить до 70 штук в год.
Работа над SSJ началась в ОКБ Сухого еще в конце 90-х, а после создания Объединенной авиастроительной корпорации с этим самолетом стали связывать надежды на восстановление российского авиапрома.
Плюсов у SSJ несколько. Это единственная модель самолета, которую проектировали исходя из требований рынка, после консультаций с более чем пятьюдесятью авиакомпаниями мира (как заявляет производитель). КБ «Сухого» работает вместе с Boeing, у которого нет собственных самолетов такого типа, французскими Snecma Moteurs и концерном SAFRAN-group (последняя делает около 28% комплектующих для самолета).
Кроме того, SSJ избежал проблем, преследовавших предыдущие разработки нашего авиапрома: у него оказался грамотный менеджмент и пиар, разработчики уделили внимание системе послепродажного обслуживания и начали продажи еще до того, как самолет закончен, привлекая инвестиции. А как сказал на презентации Сергей Иванов, «самолет — это товар, который должен продаваться».
КБ «Сухого» утверждает, что надежность будущего самолета намного выше, чем у нынешних, что он имеет уменьшенный взлетный вес, более низкие расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание, тратит на 10% меньше топлива, более комфортен для пассажиров, соответствует всем мировым стандартам по шумам…
Хотя за последний год много говорилось и о недостатках SSJ. Как объяснил «Новой» летчик-испытатель, Герой России, замгендиректора и начальник летно-испытательного центра ГосНИИ гражданской авиации Рубен Есаян, двигатели самолета «Сухого» расположены всего в 47 сантиметрах от земли, поэтому подниматься самолет сможет только с идеально ровных взлетных полос, которых в России немного. Видимо, поэтому на выкатке самолета Сергей Иванов сообщил, что скоро на реконструкцию российских аэропортов будут выделены дополнительные денежные средства (чтобы соответствовали высокому уровню самолета).
Специалисты ставят под сомнение и некоторые заявленные производителем параметры. Например, скорость захода самолета на посадку (250 км/ч при максимальном посадочном весе в 39,6 тонны — это нереально). И на полосу в 1600 м, как заявлено, он сесть не сможет. В остальном SSJ мало чем опережает своих конкурентов — готовящиеся сейчас к производству самолеты Ту-334 и Ан-148. Отдельные эксперты вообще сомневаются, будет ли SSJ способен летать. Но инвестиции в этот проект составили около 1,4 млрд долларов. А это достаточный аргумент, чтобы самолет поднялся в воздух.
Елена Рачева
27.09.2007
Статья опубликована в Новой Газете
Постоянный URL статьи http://www.novayagazeta.ru/data/2007/74/07.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Латынина Ю., Нанотехнологии для чайников
Демократия.Ру: Маршалл Голдман, Государственная коррупция по-российски
Демократия.Ру: Полухин А., Войдет ли Россия в нано
Демократия.Ру: Латынина Ю., ГУП "Компания Южных Морей"
Демократия.Ру: Куплю дорого - государство самый щедрый клиент для коммерсантов
|