Парт-бланш. Осталась ли у граждан какая-либо возможность повлиять на результат думских выборов?
Вишневский Б.
Предстоящие думские выборы будут проводиться в таком «законодательном поле», что их трудно будет назвать равными и честными: создание преференций для одних партий и трудностей для других легко осуществимы на всех этапах избирательного процесса, начиная с регистрации и заканчивая подведением итогов.
Зарегистрироваться на думских выборах можно, или собрав 200 тысяч подписей, или внеся залог в 60 миллионов рублей. Но партии, уже представленные в Думе, имеют «гандикап», будучи освобождены от этой обязанности. Что касается прочих, то отсеять ненужных очень просто.
Принесли подписи? Проверку будут вести избирательные комиссии и правоохранительные органы с привлечением экспертов, которые не несут за свои заключения никакой ответственности. При этом используется принцип «презумпции виновности» (как это было продемонстрировано на мартовских выборах в Петербурге): вместо того чтобы избирательная комиссия, если она считает подписи избирателей недостоверными, доказывала это в суде, партия должна доказывать, что подписи подлинные.
И еще: допустимый процент недостоверных подписей — только 5%. Вдвое больше, чем устанавливает федеральный закон «Об основных гарантиях». Но в нем есть «мелкая» оговорка: 10%, если «иное не установлено федеральным законом».
Конечно, можно внести залог — как, скорее всего, и поступит большинство партий, не представленных в Думе. Но закон написан так, что ничто не мешает избиркому под любым формальным предлогом (жертвователь не там поставил запятую в платежном поручении) объявить перечисления в избирательный фонд «незаконными». А пока партия будет судиться, истечет срок, когда можно было внести залог.
Нормы, касающиеся статуса кандидатов, написаны под одну партию — ту, у которой первым номером идет действующий президент и 64 региональные группы возглавляют губернаторы: будучи не государственными служащими, а «лицами, замещающими государственные должности», они вправе не уходить в отпуск. И всего лишь не должны «использовать преимущества своего должностного или служебного положения». То есть не могут привлекать подчиненных к агитации, использовать для предвыборных целей служебные помещения, оргтехнику, транспорт и связь, иметь преимущественный доступ к государственным СМИ.
Но, во-первых, доказать такое использование крайне трудно. А во-вторых, главное преимущество таких кандидатов — не право кататься на служебной машине, а право принимать решения, которого заведомо нет у конкурентов. Вот только что президент заявил, что базовую пенсию увеличат с 1 декабря, — кто еще из лидеров избирательных списков так может? А выборы, заметим, 2 декабря. Случайно так совпало, понимаете ли…
Предвыборная агитация по закону организована так, что партия власти, контролирующая СМИ, может безнаказанно монополизировать информационное пространство.
Скажем, написано, что в информационных блоках телепрограмм не должно отдаваться предпочтение ни одной партии, но нет никаких санкций для телекомпаний, которые нарушат эту норму. К тому же они легко могут заявить, что рассказывают не о партии, участвующей в выборах, а всего лишь о повседневной работе президента или губернаторов, входящих в ее список.
Понятие предвыборной агитации в законе сформулировано так неопределенно, что позволяет трактовать как агитацию любую деятельность «нежелательных» партий и закрыть глаза на все, что будет делать партия власти. Чего далеко ходить: только что в Петербурге администрация одного из районов раздавала пенсионерам продуктовые наборы, и в этом активно участвовали граждане в накидках «Единой России». Но питерский горизбирком тут же заявил, что нарушений не усматривает.
Привлечь СМИ, которые будут пиарить партию власти, и «мочить» остальных, к ответственности практически невозможно. 55-я статья закона о выборах Госдумы устанавливает, что действия СМИ считаются агитацией лишь тогда, когда доказано, что они совершены «с целью побудить» голосовать так или иначе. Ну а «скрытая реклама» и вовсе не наказуема — несмотря на требование указывать источник оплаты статей, где хвалят или ругают участников выборов. В любом случае, даже если что-то и докажут, партия, в пользу которой работают СМИ, никакому наказанию за это не подлежит. Надо ли объяснять, какая это будет партия?
А вот критиковать эту партию в выступлениях по телевидению (что является самым эффективным способом агитации) нельзя: 56-я статья закона о гарантиях избирательных прав прямо запрещает партиям и кандидатам использовать эфирное время для любой агитации «против». Что благополучно избавляет «Единую Россию» от критики в предвыборный период — единственный, когда она могла ее опасаться. Ну а о критике ее оппонентов задолго до выборов уже заранее позаботились все федеральные телеканалы.
Что остается? Раздавать листовки? Но тут в дело вступает 60-я статья закона о выборах Госдумы, согласно которой все уведомления о публичных мероприятиях «подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством РФ».
На практике — уже отработанной — это означает, что даже раздачу листовок у переносного стенда, поставленного у станции метро, местные власти объявляют «пикетированием» и требуют «согласования». В чем запросто могут отказать, сославшись, например, на то, что такой «пикет» якобы помешает гражданам идти в метро. Или в магазин. И к тому же (опять же были прецеденты) могут потребовать отдельных «разрешений на распространение листовок». Само собой, для «Единой России» никаких препятствий в согласовании не предвидится. Ведь «согласования» выдают подчиненные губернаторов, которые возглавляют ее избирательные списки…
И еще о листовках: 61-я статья закона о выборах предписывает изготавливать все предвыборные агитационные материалы только на российской территории. Смысл очевиден: ничего не стоит перекрыть для оппозиции возможность печатать материалы в отечественных типографиях. Партии власти, конечно же, и здесь ничего не угрожает.
Теперь — о голосовании. 74-я статья закона о выборах позволяет использовать открепительные удостоверения — что при наличии в руках одной из партий административного ресурса легко позволяет пустить по стране «автобусы Януковича». То есть включать одних и тех же граждан по «открепиловкам» в списки избирателей на разных участках. В принципе удостоверение должно изыматься при голосовании, но те, в чьих руках их изготовление, могут сделать их с большим запасом…
Сохраняется в законе и досрочное голосование — в «труднодоступных или отдаленных местностях». Объявить таковыми можно самые разные местности — а к чему приводит массовая «досрочка», известно: массовые фальсификации, подмена бюллетеней, искажение результатов и так далее. К тому же ЦИК имеет право разрешить досрочное голосование «всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных за пределами территории РФ». С учетом того, что зарубежных избирателей — миллионы, реально из них голосует малая часть, а контроля за зарубежными участками не предвидится, опасность массовых фальсификаций весьма велика.
Наконец, о подведении итогов выборов. Они признаются недействительными, «если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей». Что означает: сколько бы ни нарушался закон в пользу победителей выборов, им не грозит отмена результатов. Только если неправильно подсчитали. Ничего в нынешней редакции закона о выборах Госдумы (85-я статья) не грозит и «паровозам». Мало того что при отказе от мандатов они остаются в распоряжении партии (одно время такие мандаты отдавались другим партиям — чтобы неповадно было использовать «паровозов»): теперь «отказники» даже не исключаются из списков кандидатов! И теоретически (мало ли как сложится судьба в дальнейшем) могут стать депутатами. Ведь вакантные мандаты теперь (89-я статья) не переходят дальше в порядке, установленном в списке, а передаются тем, кому решит партия.
Впрочем, в Госдуме будущих депутатов, возможно, ждет некоторое ужесточение. Если раньше депутат, прошедший по списку, мог в дальнейшем делать, что хочет, и менять фракции как перчатки, то теперь уход из фракции означает потерю мандата. А если будет принято предложение Владимира Жириновского, то и сама фракция, исключив кого-то из своих рядов, может лишить его мандата, заменив на более послушного или более необходимого.
И последнее, не имеющее прямого отношения к думским выборам.
Только что приняты в первом чтении изменения к закону о референдуме РФ, запрещающие выносить на референдум вопросы, «принятие решений по которым в соответствии с Конституцией РФ и действующим федеральным законодательством относится к исключительной компетенции государственных органов власти». Ну а поскольку все вопросы, касающиеся жизни граждан, можно отнести к указанной компетенции, данный закон ставит крест на референдумах вообще. Правда, на днях пленум Конституционного суда решил, что это уже слишком, и поручил своему секретариату отправить в Думу письмо с негативным отзывом на законопроект. Впрочем, этот шаг вряд ли спасет положение.
На этом цепочку последовательных ограничений возможностей граждан влиять на власть можно будет считать практически замкнутой.
Борис Вишневский,
обозреватель «Новой Газеты»
18.10.2007
Статья опубликована в Новой Газете, № 80 от 18 октября 2007 г.
Постоянный URL статьи http://www.novayagazeta.ru/data/2007/80/15.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Нету других таких
Демократия.Ру: Вощанов П., Гламур-политик. ЗАО «Власть» готовится к перевыборам своего руководства
Демократия.Ру: Ворожейкина Т., Ускользающий выбор
Демократия.Ру: Подрабинек А., От перестановки кресел политика не меняется
Демократия.Ру: Савченко Г., Маленькие еще. Конституционный суд одобрил ликвидацию небольших партий
Демократия.Ру: Кынев А.,Иллюзия выбора. Система политических партий в России и избирательные права граждан
Демократия.Ру: Каспаров Г., Беспартийная система
Демократия.Ру: Вощанов П., Кремлевских окон негасимый свет. Партийная касса: судя по началу рекламной кампании, большинство партий получают деньги в одном окошке
Демократия.Ру: Вощанов П., Давка у кассы, или управляемая свобода. Малопартийность — классная придумка кремля
Демократия.Ру: Серова Н., Работа над образом врага
|