Лица высокого полета. Путеводитель по подлинному списку элиты
Рачева Е.
Список из 168 фамилий читается на одном дыхании, но систематизировать его довольно сложно. В оригинале он существует в порядке, близком к алфавитному (есть ряд вставок новых фамилий). Мы попытались сортировать ВИП-пассажиров по роду деятельности и по тому, какой класс билетов предполагает их карточка.
Всего разрешения на получение карты Aeroflot Business Pass в 2006 году удостоились: 8 министров, 42 правительственных чиновника рангом пониже, 16 силовиков (в том числе руководители ФСБ и ГРУ), 14 деятелей культуры, 12 бизнесменов, 10 руководителей авиационной отрасли, 10 губернаторов, 7 жен (Геннадия Хазанова, Ильи Клебанова и др.), 5 российских послов, 4 ректора, 4 спортивных деятеля, 2 представителя СМИ, 2 религиозных деятеля, 1 ученый (замдиректора РАН Сергей Караганов) и 1 (один) принц. Кентский.
Все ВИП-пассажиры состоятельны достаточно, чтобы легко позволить себе покупать билеты «Аэрофлота» самостоятельно. Иные летают служебными самолетами или даже личными и не будут пользоваться подарком. Таким образом, Business Pass — это своего рода отличительный знак, орден, который вручается своим. А список пассажиров — едва ли не единственный, где рядом оказываются Рамзан Кадыров, музыкант Спиваков и Владимир Стрельченко, глава Химкинского района Московской области (на территории которого находится база «Аэрофлота» Шереметьево).
Если список Aeroflot Business Pass — это срез элиты, тогда главными певцами страны оказываются Лев Лещенко и Александр Розенбаум, а важнейшим из литературных жанров — сатира. ВИП-карточка была выписана Геннадию Хазанову, Михаилу Жванецкому и Михаилу Задорнову.
Широко представлен в списке и бизнес. В первую очередь — персонами из компаний, часть акций которых принадлежит государству: Business Pass имели теперь уже бывший первый зампред Внешэкономбанка Юрий Заостровцев (до того замдиректора ФСБ, причастный к делу «Трех китов»), тогдашний председатель Сбербанка, а теперь глава ФГУП «Почта России» Андрей Казьмин, член совета директоров ЕЭС от государства Илья Южанов. Из независимых коммерческих организаций — двое директоров NCH Advisors, Inc. — американской инвестиционной компании, занимающейся размещением средств в экономику стран Восточной Европы, включая Россию.
Также в списке: президент американо-российского делового совета, президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, замдиректора «Русала» Александр Лифшиц и член исполнительного комитета авиакомпании «Люфтганза» Карл Людвиг Клей. Есть еще трое банкиров из числа акционеров «Аэрофлота». Выдача им карточек (как и Казьмину, чей Сбербанк кредитовал «Аэрофлот») отчасти объяснима. Пользуются ли бизнесмены своей привилегией, «Новая» выяснит. Но, как уже заявил полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко, сам он своей картой не пользуется принципиально.
Ценность каждого из пассажиров для «Аэрофлота» и Родины вполне сопоставим с тем, какого класса билеты они могут получить по своей карточке. Вот, например, бывший начальник управления делами МВД Андрей Новиков, видимо, ценен достаточно, чтобы включить его в ВИП-пассажиры, но не настолько, чтобы разрешить летать в первом или бизнес-классе: ему предоставили эконом. То же самое и с Юрием Васильевым, гендиректором аэропорта Архангельска — единственным, обладающим статусом SA (билеты только на свободные места).
Из людей, по долгу службы надзирающих за авиабизнесом, интереснее всего участие в списке Александра Нерадько, главы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, и Татьяны Анодиной, возглавляющей Межгосударственный авиационный комитет (МАК) — независимую организацию, расследующую авиационные происшествия. Если что-то случается с самолетами любых авиакомпаний, расследовать приходится именно им. Можно предположить, что к «домашней» авиакомпании они будут снисходительнее.
Конечно, иногда выдача ВИП-билета кажется правильной, в случае, например, актрисы Марины Нееловой или ректора МГУ. Кстати, единственный действующий спортсмен в списке — не футболист, не теннисист и даже не дзюдоист, а борец сумо Высшей лиги Сослан Бораздов (147 кг). Сослан по роду своих занятий живет между Россией и Японией, и предоставить ему право бесплатного пролета, особенно учитывая размер кресел эконом-класса самолетов госкомпании, — вполне разумно. Но никакой рациональный анализ не позволяет понять, почему пассажиры первого класса «Аэрофлота» должны получать в нагрузку художника Никаса Сафронова. А Шилова и Церетели — что, не должны?
P.S. Еще в 2006 году мы отправили в «Аэрофлот» вопрос, спрашивая, существует ли подобный список. Нам пришел ответ, что такой практики у авиакомпании нет. Теперь мы направляем новый запрос и надеемся опубликовать уже список пассажиров-2007.
Неслучайный звонок
С просьбой оформить карточку Aeroflot Business Pass корреспондент «Новой» обратилась к сотруднице «горячей линии» «Аэрофлота». Та удивилась: «К нам звонят, только чтобы заказать билет по этой программе, а не чтобы к ней подключиться». Как нам объяснили, карта не оформляется за деньги: это «ВИП-программа для частных лиц», поэтому получить Business Pass можно только бесплатно, за «особые заслуги перед авиакомпанией», а за оформлением нужно обращаться «в личном порядке» к главе «Аэрофлота» Валерию Окулову. Насколько «особыми» должны быть заслуги, нам не пояснили.
Анонс
Мог ли летать бесплатно глава Росфинмониторинга?
Почему мы не послали этот список для проверки Сергею Степашину?
Отделен ли «Аэрофлот» от церкви, в частности, от митрополита Кирилла Гундяева?
Почему в списке значатся два прокурора и губернатор Архангельской области? (Может быть, это икра?)
А еще - почему в Европе бесплатный билет для чиновника считается взяткой.
Все это и продолжение списка - в следующем номере «Новой Газеты»
Елена Рачева
22.10.2007
Статья опубликована в Новой Газете
Постоянный URL статьи http://www.novayagazeta.ru/data/2007/81/01.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Полухин А., Небожители. Тайный список «Аэрофлота». Министры. Чекисты. Политики. Жены. И сатирики. Кому позволено летать бесплатно первым классом
Демократия.Ру: Нестерова О., Петров А., Пенсионеры особого значения. Почему пенсия "слуги народа" в десятки раз больше, чем у самого народа
Демократия.Ру: Кочемин Ю., Берсенева А., Шипилов Е., Ольшанский А., Идут на "встречку". Главной проблемой российских дорог становятся чиновники, откровенно игнорирующие правила движения
Демократия.Ру: Наджаров А., Мухи-отдельно, котлеты-отдельно. Можно ли в России разделить власть и бизнес?
Демократия.Ру: Чеботарев Ю., Демократия по-путински 2007
|