Антиконституционный переворот
Бенедиктов К.
"Единая Россия" наконец-то объяснила urbi et orbi, что такое План Путина, по крайней мере, в ее понимании. Рупором медведей стал координатор партии по национальной политике и взаимодействию с религиозными объединениями Абдул-Хаким Султыгов, опубликовавший на сайте "ЕР" статью "О феномене национального лидера России".
Статья большая, многословная и провокационная. Это, собственно, и интересно – от "Единой России" провокаций ждать особенно не приходится. Все-таки "партия власти", сборище бюрократов и олигархов, не НБП какая-нибудь. И, тем не менее, провокация налицо.
Выжимая из статьи г-на Султыгова всю наукообразную "воду", получаем сухой остаток:
План Путина – План Нации.
Путин – национальный лидер.
Феномен национального лидера является уникальным продуктом новейшей истории России, никак не связанным с самодержавием или советским периодом.
Институт национального лидера находится в "известном противоречии" с традициями двухпартийной демократии.
В России сложившейся двухпартийной системы нет.
Поэтому в период становления двухпартийной системы институт национального лидера "собственно, и призван обеспечить устойчивость "полуторапартийной" политической системы России – преемственность курса на утверждение России как суверенного демократического государства".
Дальше уже технология. Поскольку в Конституции существует запрет на занятие одним и тем же лицом поста президента более чем на два срока подряд, г-н Султыгов предлагает созвать некий форум под названием Гражданский Собор российской нации. Этот Собор единороссы, оказывается, придумали уже давно. Еще в ноябре 2006 г. президиумом Генсовета партии была утверждена программа "Многонациональный российский народ: этнокультурное многообразие в гражданском единстве". В ней предусматривалась разработка Пакта гражданского единства, который должны были утвердить на некоем общественно-политическом форуме. Вот как раз и случай подвернулся.
Таким образом, под весьма сомнительную с конституционной точки зрения концепцию "национального лидера" подкладывается еще более сомнительная – но уже с точки зрения политических реалий – концепция российского народа как гражданской нации. Г-н Султыгов и его коллеги по партии исходят из того, что нация "россиян" уже сложилась. Однако это далеко не так. Межнациональные конфликты, вспыхивающие то здесь, то там, растущее националистическое движение, неконтролируемая миграция – все это весьма тревожные симптомы, показывающие, что до гражданской нации нам еще очень и очень далеко. Отличие от Земского Собора 1613 г., когда нация была объединена сверхзадачей борьбы с чужеземными захватчиками (поляками), огромное.
Предложенный единороссами Гражданский собор должен оформить институт национального лидера как базового элемента "новой конфигурации власти" и принципиального условия реализации плана Путина. То есть его функции сводятся к чисто декоративным: выбирать никто никого не будет. Собор просто легитимирует институт "национального лидера", которым, естественно, будет Владимир Путин.
"Подписание этого судьбоносного документа ("Пакта гражданского единства") станет, по сути, гражданской присягой на верность воле народа представителей всех уровней государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий и других институтов гражданского общества, – пишет г-н Султыгов. – Речь идет о гражданской присяге национальному лидеру, доучреждающей в головах и сердцах россиян конституционный строй, утвердившийся в годы президентства В. В. Путина".
С юридической точки зрения – и в этом заключается главная провокация статьи Абдул-Хакима Султыгова – речь идет об антиконституционном перевороте. Потому что "гражданская присяга" может быть принесена лишь главе государства, т.е. президенту. А институт "национального лидера", предложенный "Единой Россией", может быть не прописан в Конституции (если, допустим, "национальный лидер" воспринимается таковым в духовном плане), но не может заменять собой прописанного в Конституции президента! И выше него тоже стоять не может.
Однако именно это и предлагают единороссы. Понимая, что конституционных способов оставить президента на третий срок (кстати говоря, "партия власти" стала активно поддерживать идею третьего срока лишь после того, как Владимир Путин возглавил ее избирательные списки, до этого она ей активно сопротивлялась) нет, они пытаются сконструировать некую "полуторапартийную" и "полуторапрезидентскую" модель, которая должна обеспечить столь милую им "стабильность". Под стабильностью следует понимать, прежде всего, то положение вещей, при котором "Единая Россия" составляет подавляющее большинство "политикообразующего класса" (термин Султыгова). Это единственная стабильность, которая сейчас существует в стране. Другие тенденции – как в экономике (инфляция, рост цен, попытки правительства справиться с экономическими проблемами административными мерами), так и в политике (новые очаги напряженности на Северном Кавказе, межнациональные столкновения по всей стране) – к стабильности никакого отношения не имеют.
Итак, вот как должна выглядеть политическая система России после "референдума по плану Путина" (так единороссы называют парламентские выборы 2 декабря) и президентских выборов 2 марта 2008 года.
Во главе государства – президент, превращенный в декоративную фигуру.
Вся реальная власть принадлежит "национальному лидеру", стоящему во главе "партии власти" и поддерживаемому "беспартийным большинством". Тем большинством, которому, по словам Султыгова, "будет сложно разобраться в нюансах предвыборной политической комбинации. Это та часть избирателей, которая на ментальном уровне с недоверием относится к партиям...". Конечно, не каждый избиратель у нас – доктор политических наук, как Абдул-Хаким Султыгов. Но неужели "политикообразующий класс" действительно полагает, что "российский народ" настолько прост, что многопартийная система для него чересчур сложна? И все, что ему нужно, это одна "руководящая и направляющая" партия в парламенте, ради приличия разбавленная мелкими и ничего не решающими партиями (полуторапартийная система), и "национальный лидер", он же Царь-батюшка, надзирающий за стабильностью?
Реверансы Султыгова в сторону конституционной монархии, которая "в некоторых западных демократиях" выступает символом национального единства, дают основания предполагать, что именно так все и есть.
Самый интересный вопрос, возникающий в связи со статьей Султыгова – сам ли г-н координатор "Единой России" по национальной политике все это придумал, или ему спустили сверху готовый план. Судя по цитате из бессменного куратора "Единой России" Владислава Суркова, встречающейся в четвертом абзаце статьи, не обошлось без креатива из администрации президента. Интересно и то, что статья появилась на партийном сайте на следующий день после закрытой встречи единороссов с Сурковым – встречи, о которой участники рассказывают очень неохотно, но которая, судя по просачивающимся слухам, была очень похожа на партийную выволочку.
Кирилл Бенедиктов
07.11.2007
Статья опубликована на сайте Новая Политика
Постоянный URL статьи http://www.novopol.ru/material30027.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Свинаренко И., Императорский выбор Путина
Демократия.Ру: Быков Д., Теология позднего путинизма. Путин как главная российская святыня, или Культ субстанции
Демократия.Ру: Мостовщиков С., Планы Путина – планы народа
Демократия.Ру: Геворкян Н., Аятолла Российской Федерации
Демократия.Ру: Бовт Г., И спасет его красота
Демократия.Ру: Ворожейкина Т., Ускользающий выбор
|