Вознесение Путина
Жордан И.
Философы, не изобретайте
философского камня,
не то вам же его
на шею привяжут
Станислав Ежи Лец
Больше всего всё происходящее в Кремле - перестановки в правительстве, слияние Путина с "Единой Россией", темные намеки на будущее его премьерство или догадки о посте в парламенте, а равно и опровержение этих слухов, - напоминает игру в наперсток. Вся публика прильнула к столу, на котором идет игра и, затаив дыхание, гадает: под каким колпачком схоронился будущий пост нынешнего президента. Специально нанятые люди время от времени кричат: "Шарик тут! Тут!", толпа ахает и налегает к столу, однако разгадка не в том, где на самом деле находится правильный наперсток, а в том, что другие люди в это время обчищают карманы зевак.
Нет, конечно, я не ставлю кремлевских мудрецов так низко, чтобы подозревать их в простом карманничестве. Я о другом – о том, что вершиной всех фокуснических проделок будет не исчезновение Эйфелевой башни, статуи Свободы или даже всех творений Церетели вместе взятых, но – исчезновение самого фокусника через заднюю дверь.
* * *
Разговоры о том, что Путин должен уйти и одновременно остаться приобретали последнее время чисто шизофренический характер. Например, Глеб Павловский как-то говорил так: "Он даже не сказал: “Я ухожу”. Он сказал: “Я буду соблюдать Конституцию, не буду баллотироваться третий раз”… у нас ограничения президентства, как и другие, они должны быть соблюдены, но Путин при этом никуда уходить не должен… Я думаю, что он останется во всех смыслах, кроме конституционного"(!!??- И.Ж).
Наталья Геворкян как-то предполагала, что единственное место, достойное Путина – это царский престол. Ее последняя находка – пост "аятоллы Российской Федерации". Правда, как водится, для этого, опять-таки, нужно менять конституцию. Конечно, самый подходящий пост для Путина – это роль Верховного жреца, о чем любит говорить Сергей Доренко, либо Махатмы Ганди, о чем прямо говорил сам ВВП. Однако непонятно, как роль Жреца или Махатмы институционализировать. Эта роль не прописана ни в конституции, ни в уставе какой бы то ни было церкви или партии. С другой стороны, эти бумажки и рук не свяжут.
Из того наличного материала, который нам предлагает современное российское бытие, единственный вариант, который приходит на ум, - это место в Мавзолее, причем при жизни, естественно. (Ленина бы закопали). Представляете, какие бы туда немедленно выстроились очереди? По праздникам Путин поднимался бы на трибуну и произносил наставительную речь. Правительство стало бы время от времени говорить, что сверяет свой курс с Путиным, а "Единая Россия" под ним периодически себя бы чистила.
Читатель, однако, согласится, что это был бы чистейший сюрреализм и совсем не комильфо. Комильфо, то есть подобающе-приличный образ действий, будет выглядеть как анонимное правление.
Те, кому в советские времена доводилось бывать на начальственных заседаниях, наверное, помнят удивительное мгновение, когда приходило время принимать решение. Обычно председательствующий многозначительно поднимал палец вверх и произносил сакральную фразу: "Есть мнение, что…". Обычно это означало, что где-то там, "наверху" вопрос предварительно согласован и "провентилирован", и что этот анонимный "верх" хотел бы видеть решение таким-то.
Однажды я наблюдал совершенно великолепный момент, когда обсуждался какой-то внезапно возникший вопрос, предварительно "вверху" не согласованный. Председательствующий был явно в тупике, а решение выносить надо было немедленно, причем собственной властью. Тогда председатель, предлагая решение, изрек знакомое начальственное: "есть мнение", хотя никакого другого мнения, кроме председательского, не наличествовало. Эстетически это было великолепно. Председатель собрания (кажется, какой-то секретарь парткома) свое личное решение облек в анонимную форму, укрывшись за безличным "есть мнение".
Грядущее правление обещает быть именно таким – анонимным. Анонимность правления – единственная альтернатива предельно персонифицированному правлению человека, который стал "нашим все". "Никто не сравнится с Матильдой моей", - так и не надо сравнивать. Некого. Никто не может быть не только лучше, но и просто достоин сравнения.
Только анонимностью будущего правления можно объяснить очевидную странность: Путин уходит, а рейтинг его раскручивается, разгоняется до заоблачных вершин. Значит, последующие правители намерены жить за счет этого рейтинга и править от имени этого рейтинга. На питерских улицах появились плакаты с надписями что-то вроде "Петербург – в плане Путина", "Ты есть в плане Путина" и чуть ли ни "Путин думает о тебе".
Путин уходит, а "план" его остается. Вот этот план и будет нами править. Конечно, не сам план, а скромные исполнители великого путинского замысла. Какая разница, как зовут этих скромных и незаметных людей? И им, и нам гораздо спокойнее, если мы не узнаем, как их зовут.
Нынешний Путин тоже не кажется мне самостоятельным правителем. Гораздо больше он похож на директора по пиару большой корпорации. Он – ее лицо, столь всеми обожаемое. Для нас он и есть правитель, ибо другие нам просто не видны. Конечно, роль Путина очень велика, возможно, он также и председатель правления этой корпорации. Теперь председатель правления, одновременно осуществлявший связи с общественностью, намерен уйти в отставку.
Паника в совете директоров корпорации "РФ" вызвана тем, что уход главного пиарщика рискует вытащить на свет божий темную роль других директоров, отношения между которыми отнюдь не прописаны ни в законах, ин в конституции, а осуществляются "по понятиям". Не только уход первого лица, но само это "вытаскивание на свет" непредсказуемым образом повлияет на объем власти членов дирекции и размеры контролируемых ими финансовых потоков. Засветка им ни к чему.
Чтобы успокоить Совет директоров, Путин, подобно племенному вождю, совершенно логично пытается передать свою магическую силу, то бишь Рейтинг, преемнику. Ни в коем случае это не должен быть персональный преемник, - это опасно и для Путина, и для Совета директоров, - но преемник коллективный, анонимный, например, партия "Единая Россия".
Совет директоров корпорации "РФ" согласился заменить Путина на безликую ширму, позволяющую сделать механизм власти и сам процесс принятия решений окончательно непрозрачным, анонимным. Не Сталин / Путин "думают о нас", а КПСС / ЕдРо "думают о нас". Большой вопрос: долго ли захочет партия, вооруженная Рейтингом Путина, оставаться в роли ширмы? Думаю, нам еще предстоит наблюдать впечатляющие ристалища. Однако уже ясно, что анонимность правления – это сущность будущего правления, конкретные же его формы могут быть различны.
* * *
Можно ли представить себе "Майкрософт" без Билла Гейтса? Завод Форда без Форда? – Легко, - скажете вы. Завод Форда без Форда давно работает, а через N лет и "Майкрософт" окажется без Гейтса. Разумеется. Только эти компании производят реальную продукцию, которую население так или иначе покупает. Рынок, цены, маркетинг, - мерзость, одним словом. Поэтому эти корпорации и могут жить, даже если отцы-основатели ушли (уйдут) в мир иной.
Что же производит корпорация "РФ" имени ВВП? – "Услуги", - как нам сообщил ВВП. Угу, Кремль как Дом быта. Разбежались. Я могу понять, что Бундестаг – это дом быта. Или Даунинг-стрит. Или даже (страшно сказать) Белый Дом (который в Америке). Мы, то есть граждане, - заказчики, а власть – подрядчики. Плохо работают – поменяли исполнителя. Таким образом это происходит там, повторяю, - а у нас?
Скажите, какие услуги оказывает Ватикан? – Услуги по спасению душ. Прекрасная услуга, но не совсем рыночный товар, если не считать ушедшую в прошлое и осужденную торговлю индульгенциями или существующую поныне торговлю свечками. Ватикан и Папа Римский, как я понимаю, представляют для католиков на Земле Сына Божьего и действуют, так сказать, от Его имени. Представительство это носит по существу анонимный характер, ибо Христа представляет церковь как институт, хотя и с Папой во главе.
При этом, хотя Ватикан не сверх-империя, он успешно процветает уже столетия. Полтора миллиарда католиков не являются его гражданами и не платят ему налогов. За услуги по спасению души платят гораздо больше и Ватикан не бедствует, хотя и не торгует нефтью. Своим немалым имуществом Ватикан управляет по строгим рыночным законам, создает собственные банки, хотя и не выпускает акции, как "Майкрософт". Папа избирается пожизненно, причем не всем католическим миром, а узким кругом кардиналов. Мечта, да и только.
Ватикан – это корпорация, которая оказывает преимущественно нерыночные услуги, самоуправляется нерыночным способом, но прекрасно ведет свое хозяйство в любых условиях, в том числе и в рыночных.
Ну, чем Кремль не Ватикан? Кремль занят созданием себе ореола источника святости, а услуга, которую он нам оказывает, на самом деле тоже не рыночного характера. Эта услуга называется "Путин думает о тебе", "Ты есть в плане Путина" и т.п. То есть услуга по предоставлению психологического комфорта той части населения, которое нуждается в том, чтобы Старший (брат, отец) о ней "думал".
Как и Ватикан, Кремль прекрасно управляется с накопленным богатством, не подпуская к этому процессу рядовых граждан, но только членов своей корпорации.
Разве что остается позавидовать Ватикану, у которого решен вопрос с пожизненным папством.
Есть нюанс. Можно ли представить себе, что по Земле бродит с проповедями Христос, босой и в рубище, а Его представительство в Ватикане отделано золотом и славится своим богатством? – Не катит.
Мог ли Христос, не будь он распят, стать во главе земного царства, возглавить Международный Олимпийский комитет или Всемирную Организацию Здравоохранения, а Ватикан как анонимное Его представительство одновременно спокойно пожинал бы плоды своей деятельности? – Нет, такое святотатство и в кошмаре не привидится.
Чтобы начать действовать от имени Христа, церкви как анонимной организации надо было дождаться вознесения Сына Божьего. Одному – вознесение, а другому – слава и почет земного представительства. (Прости, Господи, речи мои богохульные).
Кремль намерен править Именем Путина и во славу его Рейтинга, как Ватикан правит Именем Христа и в Его славу. Любая же земная должность (кроме президента РФ или Земного шара) этот рейтинг неизбежно умалит. Поэтому Путину придется вознестись, чтобы Кремль мог без него править.
Если Путин уйдет, он должен будет остаться "портретом на белой стене", иконой, - и только. Выражение "Ленин умер, но дело его живет" - работает, эта формула оправдывает анонимное правление во имя рейтинга Ленина. Выражение "Путин перешел на другую должность, но дело его живет в веках", - как понимаете, звучит глупо.
Так что вопрос стоит не так: "если Путин захочет уйти", а так: "если Путин сумеет уйти". Незримый совет директоров корпорации "РФ" не хочет его отпускать, чтобы не стать зримым. Свита слишком убедительно играла короля – абсолютного монарха. Так что, эта свита так запросто его теперь отпустит, когда столько сил в короля инвестировано и на карту так много поставлено?
Перефразируя Ежи Леца, можно сказать: "Властители! Не создавайте себе культа, не то вас приговорят править пожизненно".
Путину есть над чем подумать, поскольку о планах по его "вознесению" размышляют и его товарищи. Товарищам же вполне может придти в голову, что миссия людоедов - съесть своего вождя самим, дабы впитать в себя его магическую силу, а потом от его имени и править во славу съеденного. Темная история с готовившимся покушением в Иране, - возможно, первая ласточка.
Поэтому "вознесение" - это еще и поиск личной безопасности. Парадоксально, но личной безопасности для Путина было бы гораздо больше, если его сместили бы, как сместили некогда Хрущева. Ну, не справился, но не преступник же… Но беда, демократическая конституция не предполагает смещения засидевшегося правителя, она предполагает его переизбрание в установленные сроки. Увы, что немцу здорово, то русскому смерть.
Между прочим, если угроза быть "съеденным" станет реальной, то Путин может и пересмотреть планы своего исчезновения: лучше быть живым президентом "еще много, много раз", нежели в самом деле быть закопанным в почетную могилу. Тогда об этих планах прижизненного "вознесения" мы вряд ли когда-нибудь узнаем.
Настоящий план Путина, над которым он сейчас работает, - это "план вознесения". Путин – не Христос и на небесах его не ждут, да и он туда, полагаю, не собирается. "Вознесение" - это сложная операция прикрытия, которая должна решить две задачи.
Во-первых, священный образ Путина должен остаться незапятнанным будущими событиями его реальной жизни после отставки с поста президента. В руках наследников Путина этот образ должен стать навсегда иконой и чистым символом правды, справедливости и нравственной опоры для народа.
Следовательно, и во-вторых, Путин, чтобы остаться физически живым, должен обеспечить себе не только уход с политической арены, но исчезновение из поля зрения вообще. Конечно, сам Путин не размышляет в категориях "вознесения" (еще не хватало!), скорее, он думает об этом так, как я грубо выразился в начале статьи: как бы напустить дыму и скрыться со сцены через заднюю дверь.
Там, где вместо самого Путина будет жить и побеждать его Рейтинг, там физлицу Владимиру Владимировичу Путину делать нечего и дорога у него одна – операция "вознесение".
Некоторые странные телодвижения российской власти наводят на догадки о планах прижизненного "вознесения", которые могут до основания потрясти здание российской государственности. Свои догадки я надеюсь высказать в одной из ближайших статей.
Игорь Жордан
06.11.2007
Статья опубликована на сайте НаЗлобу.Ру
Постоянный URL статьи http://www.nazlobu.ru/publications/article2375.htm
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Геворкян Н., Аятолла Российской Федерации
Демократия.Ру: Свинаренко И., Императорский выбор Путина
Демократия.Ру: Бенедиктов К., Антиконституционный переворот
Демократия.Ру: Кынев А., Игра в угадайку или Почему не работает предвыборная социология
Демократия.Ру: Кантор М., Распутица. Время снабженцев
Демократия.Ру: Быков Д., Теология позднего путинизма. Путин как главная российская святыня, или Культ субстанции
Демократия.Ру: Бовт Г., И спасет его красота
Демократия.Ру: Вощанов П., Гламур-политик. ЗАО «Власть» готовится к перевыборам своего руководства
Демократия.Ру: Мостовщиков С., Планы Путина – планы народа
|