Демократия.Ру




Свобода — это всегда свобода тех, у кого другая точка зрения. Р. Люксембург


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:54

Обновлено: 06.12.2007  Версия для печати

Такого давления мы не ожидали

Ростова Н.

В день выборов в России действовала «горячая линия» (8-800-33333-50), организованная ассоциацией «ГОЛОС». Сотрудники «ГОЛОСа» приняли за это время 3 тысячи 961 сообщение от граждан — о возможных нарушениях во время выборов. Это телефонные звонки и сообщения, присланные через интернет, от рядовых граждан. Лидерами по количеству жалоб о нарушениях стали жители Москвы (266 сообщений), Башкортостана (128), Санкт-Петербурга и Владимирской области (по 109), Воронежской (95) и Московской (83) областей.

За выборами наблюдали около 2500 представителей «ГОЛОСа» — на более чем 20 тыс. участков в 38 регионах России. Отчеты по этим данным еще обрабатываются. По просьбе «Новой» исполнительный директор «ГОЛОСа» Лилия ШИБАНОВА рассказала о предварительных оценках выборов.

— Объясните, пожалуйста, что такое «ГОЛОС».

— Ассоциация «ГОЛОС» была создана 26 апреля 2000 года (учредителями стали Московская Хельсинкская группа, Молодежный союз юристов, Женская информационная сеть, Союз экологических организаций и «Экологическая политика России»). Ассоциация начинала работать в пяти регионах, ее первой задачей стал мониторинг региональных выборов. Сейчас в организацию входят 40 региональных представительств. Кроме наблюдения на выборах, мы мониторим и деятельность депутатов — горсоветов, Заксобраний, а в последний год — Госдумы.

Ассоциация входит в европейскую сеть ENEMO, в которой еще 16 стран Восточной Европы и СНГ. Эта сеть позволяет нам обмениваться опытом. Мы также проводим экспертизы выборного законодательства, разрабатываем поправки и стараемся их представить законодателям.

Год назад ЦИК нас очень напугал, когда впервые опробовал комплекс электронного голосования (КЭГ) в Великом Новгороде, а затем в Орле. Мы считали, что КЭГ попросту не подлежит контролю. Обратились в ЦИК. Надо отдать должное тогдашней комиссии во главе с Вешняковым — она создала экспертный совет, куда ввела и нашего представителя. Благодаря совместной деятельности мы добились модификации КЭГов.

Что не удалось? Не удалось удержать нашу Госдуму от принятия нового избирательного законодательства, которое значительно ухудшило ситуацию. Прежде всего это комплекс вопросов, связанных с политической конкуренцией, с законом «О политических партиях» и контролем на выборах.

— Каковы, на ваш взгляд, итоги выборов?

— Нарушений было огромное количество — административное давление, принуждение голосовать, агитация в день голосования. Была масса случаев, когда граждане голосовали на нескольких участках, в том числе и с помощью открепительных удостоверений. Те данные, которые мы получили, свидетельствуют о том, что выборы — несвободные. Мы не можем верить данным, которые представляет ЦИК.

— И что дальше? Опротестовывать результаты?

— Я с 2004 года говорю, что опротестовывать результаты можно, если у вас есть как минимум 30% участков, где задокументированы нарушения. Возможностей получить такой объем информации по фальсификациям нет ни у одной партии. Тем более что опротестовать протоколы в суде практически невозможно.

Надо добиваться наказания за несоблюдение законодательства. Закон позволяет выгнать всех наблюдателей и пересчитать голоса в закрытом помещении. Но если это произошло, нужно требовать пересчета голосов на участке. И тогда в случае фальсификации можно добиться судебного разбирательства. Для этого нужно объединить силы всех партий. К сожалению, мы видим, что, когда доходит до реального процесса, партии исчезают. А у «ГОЛОСа» вести такие процессы возможности нет — очень большие издержки. Ужас ситуации в том, что мы должны бороться с избирательными комиссиями, с судами, с администрациями. Силы неравны. Поэтому нужно менять избирательную систему.

— А если система не меняется?

— Это свидетельство политического кризиса. Но любой кризис в конце концов разрешается. Нужно искать пути.

Результаты выборов были запрограммированы законодательством. Но мы не знали, что на нас будут оказывать такое давление. Когда «ГОЛОС» начинал работать, то ставил задачу войти в избирательные комиссии почти во всех регионах. Мы всегда исходили из того, что комиссии — наши партнеры, а не враги.

Давление началось с этого года. Прежде всего это примитивные обвинения в том, что мы работаем на деньги международных грантов. Это действительно так, но, помимо того, что мониторинг выборов входит и в естественные интересы организаций, таких, как ОБСЕ, есть и обязательства России перед европейскими организациями. И мониторинг поручается тем профессиональным организациям, которые знают ситуацию внутри страны.

«ГОЛОС» работает на независимой и непартийной основе. Все, что от нас ждет грантодатель, — добиваться в стране нормальных демократических норм. Но отношение, которое мы видим со стороны власти, в том числе и через некоторые СМИ, — показатель того, что граждане вводятся в заблуждение. Вторая проблема — необразованность силовых структур. Они видят в нас экстремистов. И здесь нужен диалог.

— Каким образом на вас давили?

— Последний пример — Карелия, где арестовали нашего корреспондента, который фотографировал кабинку с агитационными материалами. Сняли его отпечатки пальцев, предъявили претензию, что он сам материалы и подбросил. Продержали ночь в СИЗО, но нам с помощью адвоката его удалось вытащить. Только мы успокоились, выяснилось, что в офис «ГОЛОСа» без наших представителей (как и в подобном случае в Самаре), с помощью арендодателя, вошли правоохранительные органы. Забрали компьютеры, опечатали помещения. Обвинения до сих пор непонятны. И это — в Карелии, где мы работаем с 2002 года и которая всегда отмечалась нами как регион с самыми чистыми выборами. Кстати, наряду с Калининградом и Самарой.

Теперь же в Самаре на нашего представителя Людмилу Кузьмину завели дело по использованию нелицензионных программ. Илью Саморукова арестовали на 15 суток — за то, что он якобы ругался матом. Отпустили его после того, как он пообещал, что наблюдением за выборами заниматься не будет.

Было давление в Красноярске, из-за которого наши активисты написали заявление о выходе из «ГОЛОСа». Кроме того, представители «ГОЛОСа» подверглись давлению в Иркутске, Орле, Воронеже и других регионах. Под различными предлогами корреспонденты были задержаны в день голосования в Твери, Уфе и том же Воронеже.

— Будете и дальше следить за выборами?

— Или выборы в России станут честными, или «ГОЛОС» будет жить вечно.


Наталия Ростова
06.12.2007

Интервью опубликовано в Новой Газете, № 93 от 06 декабря 2007 г.

Постоянный URL статьи http://www.novayagazeta.ru/data/2007/93/02.html


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Виноградов М., Скоропадский А., «Властям придется переходить к прямым репрессиям». Социологи подвели итоги парламентских выборов в России

 Демократия.Ру: Зубченко Е., «Не укладывается в очевидную закономерность». Думские выборы вызвали много вопросов у экспертов

 Демократия.Ру: Корреспондент "Избранного" предотвращает фальсификации в Питере. Анастасия Кириленко подала жалобу в питерский избирком и прокуратуру

 Демократия.Ру: Власти пытаются закрыть самарскую организацию "Голос", которая защищает права избирателей

 Демократия.Ру: Костенко Н., Общественников не пустят на участки

 Демократия.Ру: Боткина О., «Почему у воблы нет депутата?» – спросили активисты «ГОЛОСА» у жителей 20 регионов России




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта