Калмыцкий Дубай
Бузин А.
«Республика Калмыкия расположена на юге Европейской части России, в Южном Федеральном округе». Эти слова заимствованы из агитационного материала «Кирсан Илюмжинов – полшага до победы». С географическим и административным положением Калмыкии плохо увязывается происходившее на только что прошедших выборах Президента Калмыкии. Наблюдая за ними из Калмыкии можно было придти к выводу, что Калмыкия под юрисдикцию России не попадает.
57 процентов, набранных кандидатом К.Н. Илюмжиновым во втором туре голосования (и 47 процентов в первом туре) – свидетельство того, что участковые и территориальные избирательные комиссии в основном прислушались к рекомендации председателя ЦИК А.А. Вешнякова не заниматься фальсификацией итогов голосования (или получили команду об этом). Поскольку автор этой заметки находился в период выборов в Элисте и был в курсе событий, происходивших с председателем ЦИК и вокруг него, он может предположить, что эта рекомендация, в действительности, означала следующее: «Уважаемый Кирсан Николаевич! Если Вы еще и на фальсификации пойдете, то я не знаю, сможем ли мы с Вами выкрутиться из этой ситуации».
То, что происходило до дня голосования, в период агитационной кампании, не укладывается ни в какие рамки российского и калмыцкого избирательного законодательства. Фактически были нарушены все статьи избирательного законодательства, которые касаются агитации. В заявлении об отмене регистрации кандидата К.Н. Илюмжинова, поданной в Верховный суд Калмыкии и, естественно, им не удовлетворенной, только перечисление номеров нарушенных пунктов закона заняло три строки.
Не вдаваясь в детали, можно констатировать два принципиальных нарушения российского избирательного законодательства: полное игнорирование норм, гарантирующих равенство кандидатов, и подкуп избирателей. Эти два нарушения были выражены в такой явной форме, что было бы странным вспоминать всякие мелочи вроде недопуска кандидатов на собрания избирателей, борьбу милиции с предвыборными плакатами и пр. Спецификой калмыцких выборов было то, что факты подкупа не только не скрывались, но наоборот, максимально афишировались местными средствами массовой информации.
Находясь в Москве, пожалуй, можно было не заметить того, что творится в Калмыкии. Говорят, некоторые российские телеканалы «топили» Илюмжинова. Но, московское телевидение нетрудно отключить и заменить передачей телевидения местного. Московские же газеты в Калмыкии – редкость.
Итак, о равноправии кандидатов. В Калмыкии издаются около трех десятков газет, 13 из которых являются газетами районными, учрежденными представителями К.Н. Илюмжинова. Крупнейшая газета, тираж которой превышает совокупный тираж всех остальных газет вместе взятых – «Известия Калмыкии». Большую роль в степной Калмыкии играет телевидение, представленное как общероссийскими каналами, так и местной Калмыцкой государственной телерадиокомпанией, вещающей на канале ВГТРК. За 50 дней до первого тура в эфир вышла еще одна местная (частная) телекомпания «УРА», сразу занявшаяся политической рекламой Илюмжинова. Телекомпания «УРА» официально предупредила всех кандидатов, что «по техническим причинам» она не будет предоставлять им эфирное время.
По закону, государственные и муниципальные СМИ обязаны предоставить кандидатам бесплатные печатные площади и эфирное время. Государственными или муниципальными считаются те, которые либо учреждены органами власти или самоуправления, либо хотя бы частично финансируются из бюджета. Крупнейшие калмыцкие СМИ - «Известия Калмыкии» и КГТРК – просто проигнорировали это требование закона.
«Известия Калмыкии» через десять дней после назначения выборов умудрились поменять учредителя: с Администрации Президента на «автономную некоммерческую организацию». Что же касается доли бюджетного финансирования этой газеты, то он сразу был «засекречен».
С КГРТК получилось совсем неприлично. Поскольку калмыцкий избирком не утруждал себя такими мелочами, как обеспечение равноправия кандидатов, постольку за предоставлением бесплатного эфирного времени, пришлось обратиться в суд. Но КГРТК, оценив разницу авторитета суда и калмыцкого Президента, пригнорировал решения двух калмыцких судов.
Государственная гарантия на бесплатное эфирное время осталась на бумаге и в разъяснениях Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.
Между тем два калмыцких телеканала (государственный КГТРК и частный «УРА») развернули массированную пропаганду. Кирсан Николаевич почти не сходил с экрана, проявляя себя чрезвычайно разносторонним человеком с массой достоинств и связей. Каспаров и Буре, Казанцев и Починок – красовались в калмыцких телевизорах рядом с Илюмжиновым и приносили ему искренние благодарности. Иногда илюмжиновские пиарщики перегибали палку. Например, в теленовостях дважды повторили, что выдвижение Кирсана Николаевича поддерживает правящая(!) партия «Единая Россия». В другом сюжете было интересно увидеть, что удостоверения кандидата Илюмжинову вручает не председатель избирательной комиссии, а начальник избирательного штаба Илюмжинова. Телекомпания «УРА» показвала телезаставку, о которой Верховный суд Калмыкии пишет так: «Из исследованной судом видеозаписи заставки информационного блока «Новости Калмыкии» на телеканале «УРА» видно, что в ней используется покадровое изображение Президента РФ В.В. Путина, Полномочного Представителя Президента РФ в Южном федеральном округе В.Г. Казанцева, Далай-ламы XIV, а также Президента РК К.Н. Илюмжинова. При этом заставка не имеет текстового сопровождения и не содержит призывов к избирателям поддержать кандидатуру К.Н. Илюмжинова на выборах». Поэтому, мол, телезаставка не является агитационным материалом.
Последним действием КГТРК по обеспечению равных условий кандидатам (что она обязана делать по закону) был замечательно тонкий ход: продублированная трансляция агитационного ролика Кирсана Николаевича в последние часы разрешенной агитации. Ради этого пришлось прервать передачи центрального телевидения и выйти в эфир в чужое время (во время концерта Винокура). Вообще-то, закон предусматривает трансляцию агитационных материалов в соответствии со временем, определенным жеребьевкой. Еще один замечательный факт, связанный с этой экстренной трансляцией заключается в том, что оплачен был один показ, а сделано два, поскольку, как объясняет КГТРК, первый не очень удался!
Калмыцкое телевидение не ограничилось агитацией за действующего Президента. На экране дважды в неделю появлялся «местный Доренко» – некто Нина Леонидовна Одинокова. Эта дама, до августа – советник Президента Калмыкии, вела так называемые «авторские» передачи, посвященные, как вы понимаете, соперникам Илюмжинова по выборам. Проникновенно глядя в глаза телезрителям, она поведала, что кандидат Дагинов купил диплом, Шонджиев повязан с чеченскими террористами, а Очиров гнусно обнанул воинов-афганцев.
В общей сложности по самым скромным подсчетам, эфирное время, посвященное Илюмжинову и каждому из остальных кандидатов (не считая, конечно, авторских домыслов Одиноковой) соотносится как 60 к одному.
Но еще большее впечатление, чем калмыцкий телевизор на автора произвела калмыцкая печать. Проведя пару дней в краеведческом отделе республиканской библиотеки и подробно изучив восемь из тринадцати районных газет, автор вспомнил молодость, подшивки газет тридцатых, а также журнал «Корея сегодня». Врезалась в память газетная фраза «Жители села поблагодарили артистов…за претворение в жизнь программы Президента Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинова». Президента благодарили за детские пособия, за поезку в Париж и к памятным местам, за строительство дорог и шахматных школ, а также просто «за стремление улучшить нашу жизнь». Стихотворения, посвященные Кирсану Николаевичу и бесчисленные фотографии усиливали эффект. Впрочем, здесь я не о культе личности собрался писать, а о российском законе.
Так вот, избирательные законы содержат норму, которая запрещает кандидатам использовать преимущественный доступ к средствам массовой информации. Районные газеты, предоставившие в соотвествии с законом бесплатную печатную площадь кандидатам (в объеме 100-200 кв.см.), приблизительно четверть остальной своей площади посвятили «информационным» материалам о Президенте республики и благодарностям граждан в его адрес. При этом четко просматривается скоординированность действий местной прессы: залпами в ней выдаются одни и те же материалы: интервью Илюмжинова, его статьи, выдержки из книги «Планета Кирсан», написанная неизвестной никому Э. Шугуровой статья «Все стучатся в дверь к тому, кто стучится во все двери» и многие другие. Очень мило выглядят колонки редакторов местных газет: они, подписанные каждая своим редактором имеют очень похожие тексты и, понятно, призывают избирателей серьезно задуматься сначала над успехами Калмыкии в период президентства Илюмжинова, а потом над своим выбором в день голосования. Почти всем редакторам районных газет одновременно пришла в голову мысль о том, что Президента выбирают как невесту.
Общее соотношение печатных площадей, связанных в различными проявлениями одного из кандидатов и бесплатной печатной площади каждого из остальных десяти кандидатов равно 170 к одному! Поистине, если уж нарушать закон, то по-крупному.
Верховный суд и Избирательная комиссия Республики Калмыкия не признают соотношений 60:1 и 170:1 за преимущественный доступ к средствам массовой информации. Суд запишет в своем решении, что, во-первых, все эти интервью, статьи и благодарности есть материал «информационный», а во –вторых, при чем здесь Кирсан Николаевич? Он что, редакторов принуждал?
Другим замечательным открытием была для меня редкая откровенность калмыцких средств массовой информации. Они не скрывали, а пропагандировали нарушения избирательного законодательства кандидатом К.Н. Илюмжиновым. Подкуп избирателей считается одним из грубейших нарушений закона. Вручи какой-нибудь кандидат Шонджиев бабушке чайник, купленный, допустим, на деньги управляемого им банка, будьте уверены: он бы был вычеркнут из бюллетеней. Наш герой в период агитационной кампании вручал избирателям не только чайники, электропечи, холодильники и телевизоры, но умудрился почти во всех районах республики раздать избирателям автомобили! Все это зафиксировано не актами и свидетелями, а подробными публикациями в газетах и репортажами калмыцкого телевидения.
Как сообщает нам газета «Рассвет», в сентябре 2002 года (то есть уже после своего выдвижения кандидатом) Кирсан Николаевич съездил в Москву к господам Волошину и Починку и небезуспешно попросил у них 35,5 млн.руб. на обеспечение ветеранов республики автомобилями. На полученные деньги сразу были закуплены 470 автомобилей «Ока» (хотя, кто знает, может они были закуплены и раньше) и переброшены в республику. Дальше, во исполнение своих должностных обязанностей Президента, кандидат Илюмжинов начал свои встречи с общественностью в разных районах республики, вручая ветеранам ключи от автомобилей. Помогали ему в этом благородном, но очень попахивающим агитацией и подкупом избирателей деле не кто иной как Полномочный Представитель Президента РФ в Южном федеральном округе В.Г. Казанцев и министр РФ А.П. Починок.
По определению, записанному в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подкуп избирателей – это вручение кандидатом избирателям денежных средств, подарков, других материальных ценностей, иначе как за выполнение ими организационной работы. Нигде в законе не сказано, что данное определение не распространяется на кандидатов-президентов и на материальные ценности, выделенные главой администрации Президента РФ или Министром.
Однако, по-видимому, это имеется в виду. Вот это «имеется в виду» и отличает правовое государство от неправового, а австралийский Центризбирком, от российского.
Не хочется заканчивать на столь грустной ноте. Выборы Президента Калмыкии не были, увы, честными и законными. Но они были лучше, чем чем выборы 1980 года, когда по официальной статистике приняло участие 99,99% избирателей.
А. Бузин,
Председатель Межрегионального объединения избирателей
www.votas.ru
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Страница Межрегионального объединения избирателей: МОИ
Лента.Ру: Во втором туре выборов в Калмыкии победил Кирсан Илюмжинов
Демократия.Ру: Постников А.Е., О законности калужской, казанской и… калмыцкой
|