Как лучше сбрендить
Вардуль Н.
Мало суметь что-то произвести, произведенное еще надо продать. Азбука. Она же маркетинг. Лучше продается то, чему покупатель доверяет, а доверяет он прежде всего не подводившему его бренду. Из всего этого МЭРТ делает вывод: нужно продвигать на мировых рынках российские бренды. Логично.
В проекте соответствующей концепции утверждается, что ее реализация позволит обеспечить повышение неценовой конкурентоспособности отечественных товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках, ускорит темп роста несырьевого и высокотехнологического экспорта товаров и услуг, увеличит объем внутреннего и въездного туризма, рост отечественных и иностранных инвестиций, капитализации отечественных предприятий, прогресс диверсификации отечественной экономики.
Зеркало, предлагаемое МЭРТом, если оно не станет кривым, российской промышленности, да и не ей одной, конечно, не повредит. Но в зеркале должно отражаться что-то, претендующее на звание бренда
Сказка. Я даже знаю какая: помните дидактическую сказку о волшебном слове? Вот МЭРТ его и нашел - бренд. Одна незадача: сначала бренд нужно заработать, а уже потом пиарить.
Какими брендами сегодня располагает Россия? Путин, водка, "Газпром", нефть, Сибирь, Калашников, КГБ, "Су", "Сатана" и С-300. Что из этого можно продать? То, что уже и так продается. Остальные скорее тормозят продажи, чем их увеличивают.
Что предлагает МЭРТ? Исследования и мониторинг восприятия отечественных товаров и услуг, анализ реакции на российскую социально-экономическую политику и инвестиционный климат, репутации отечественного бизнеса среди населения, а также в средствах массовой информации в России и за рубежом. Подобное зеркало, если оно не станет кривым, российской промышленности, да и не ей одной, конечно, не повредит. Но в зеркале должно отражаться что-то, претендующее на звание бренда.
Пока главный российский бренд помимо перечисленных - злополучный авось. Выражающийся в том, что и вполне перспективные, даже пионерные идеи воплощаются с традиционным неуважением к потребителю, которому предлагается брать что дают или лично доводить купленное под себя. Об этом бренде исчерпывающе сказано в известном анекдоте: "Дети у русских замечательные, а вот все, что они делают руками, как-то не выходит".
Конечно, есть замечательные российские разработки, на которые должны буквально охотиться подразделения Российской венчурной компании. Главное - не просто мониторить реакции на made in Russia, а преодолеть казенный подход к тому, что делает российский производитель. Говоря высоким стилем, задача преодоления его отчуждения так и не решена. Частная собственность в России, конечно, есть. Но все не так просто. Есть и давление государства как на крупный бизнес, который свои стратегические шаги должен согласовывать с чиновниками, так и на мелкий со средним, где по логике новые бренды и должны рождаться. Дело не в одном чиновничьем рэкете, но и в локальных монополиях, дороговизне кредитов и отсутствии должной защиты интеллектуальной собственности. Так что МЭРТу есть чем заняться помимо продвижения пока в значительной мере призрачных брендов.
Николай Вардуль
15.01.2008
Статья опубликована на сайте GZT.Ru
Постоянный URL статьи http://www.gzt.ru/business/2008/01/15/220100.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Подрабинек А., Успехи и неудачи политической косметики
Демократия.Ру: Клямкин И., Кутковец Т., Как нас учат любить Родину
Демократия.Ру: Варшавчик С., Корня А., Усилена промывка мозгов? Это к выборам
Демократия.Ру: Левченко А., Русская служба промывания мозгов
Демократия.Ру: В знак протеста против цензуры из РСН уволились все журналисты
Демократия.Ру: От Чечни не оставили слова на слове. Кремль спустил телеканалам террористический словарь
Демократия.Ру: Хайатт Ф., Беспокойство Кремля
Демократия.Ру: Гуриев С., Зачем экономике нужна демократия
|