«Должны быть опорные точки на местах...»
Хит сезона - укрепление федерализма, становится все более популярным. День шестой официального президентства В. Путина (13 мая) ознаменовался нанесением еще одного удара по всем фронтам армии региональных лидеров. Был подписан указ президента N849, согласно которого исполнительная вертикаль власти в стране начинает претерпевать достаточно серьезные перемены. Естественно, все эти пертурбации системы административно-территориального деления РФ не выходят за рамки компетенции их инициаторов. Основательный римэйк федеративного устройства возможен только в случае внесения поправок в Конституцию, а уж здесь простым волеизъявлением президента не обойдешься. Предложение о пересмотре главы 1 Основного закона должно быть поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Далее предусмотрено формирование Конституционного Собрания, на усмотрение которого и отдается соответствующее предложение: либо подтверждается неизменность Конституции, либо разрабатывается проект новой Конституции (статья 135). А пока Кремль, желая более оперативно управлять субъектами федерации, ограничился созданием инструментария для облегчения процесса этого управления. Теперь вместо 89-ти уполномоченных представителей президента будет всего 7, каждому из которых будет поручено следить за порядком на вверенной ему территории:
Центральный округ (центр - Москва);
Северо-Западный (Санкт-Петербург);
Северо-Кавказский (Ростов-на-Дону);
Приволжский (Нижний Новгород);
Уральский (Екатеринбург);
Сибирский (Новосибирск);
Дальневосточный (Хабаровск).
Ответ держать они будут исключительно перед президентом. Вопрос о назначениях семи представителей президента в этих федеральных округах должен быть решен в течение месяца. Функционирование системы должно быть отлажено до конца 2000 года. То есть к концу года потенциал власти региональной элиты опуститься до отрицательных величин. Этому в немалой степени будет способствовать закон, предусматривающий право президента отзывать руководителей субъектов, проект которого уже существует. Кроме того, из фундамента регионального самодержавия намечено вынуть еще одну, очень важную несущую конструкцию. Их, вероятно, отлучат от Совета Федерации. Если будет изменен порядок формирования верхней палаты парламента, то на смену губернаторам придут выборные представители регионов.
Возвращаемся к теме нововведений. Что следует понимать под соблюдением порядка? Вероятней всего, то, каким образом региональные лидеры, зачастую весьма амбициозные, соблюдают общероссийские интересы. Как известно, своя рубашка ближе к телу, поэтому приоритетное значение имеют интересы местные, узко-удельного масштаба. Для того чтобы исправить существующее положение, необходимо, чтобы автономность (самостоятельность) региональных руководителей не выходила за рамки целесообразности, определяемой федеральным центром. Одно можно сказать с уверенностью - кислорода у губернаторов все меньше и меньше. Сами губернаторы пока воздерживаются от комментариев. Никто не хочет открытого противостояния. Пока высказываются лишь замечания, основанные на первых впечатлениях. К примеру, Башкирию удивил тот факт, что ее территория оказалась включенной в Приволжский федеральный округ. Дело в том, что Республика Башкортостан имеет намного больше общего с Уральским регионом. Правда, Руслан Аушев высказался по этому поводу достаточно критично. Он в частности, недоумевает по поводу того, что будет знать о том, как обстоят дела на Курилах, полпред в Дальневосточном федеральном округе, расквартированный в Хабаровске. Кто им станет, пока не известно, но 17 мая появилась информация о том, что представлять президента в Приволжском федеральном округе будет поручено лидеру СПС С. Кириенко. Его соратник Ирина Хакамада, комментируя данную информацию, сказала, что «чем больше у фракции появляется ресурсов в исполнительных органах власти, тем лучше». Видимо, пресловутый административный ресурс нужен всем. К тому же СПС, в отличие от своего демсоюзника «Яблока» всегда заявлял, что они будут поддерживать действующую исполнительную власть.
|