Лимит на преемственность
Вардуль Н.
Российский пароль, открывающий дверь в будущее, - преемственность. К ней уже привыкли, как к молитве, которую регулярно возносит российский политический класс, для него главное - отсутствие кадровых революций. И в самом деле, нет сомнения в том, что преемственность будет знаменем начала президентства Дмитрия Медведева.
Но если уж заглядывать в будущее, то невредно задаться вопросом о пределах преемственности. Я не собираюсь ловить пресловутую черную кошку, которой нет в темной комнате, но которая может взять и пробежать между Путиным и Медведевым. Я не о кошке, а о тех вызовах, которые могут вмешаться в выбор политических приоритетов российской власти. Прежде всего в сфере экономической политики.
Вот прогноз главного западного экономического гуру, бывшего председателя Федеральной резервной системы США Алана Гринспена, который он выдал в Джидде (Саудовская Аравия), вероятно, чтобы к нему прислушались и на востоке. Он констатирует: «В настоящий момент экономический рост США находится на нуле». И добавляет, что чем дольше такое положение будет продолжаться, тем выше риск глубокого экономического спада. Пока же, как считает Гринспен, цены на нефть будут продолжать расти, а «рынку строительства жилья в США еще предстоит пережить невзгоды, прежде чем тенденция повернет вспять».
Еще один прогноз, от Егора Гайдара. Предвидя застой мировой экономики, он напоминает, что длительная рецессия всегда сопровождается падением цен на нефть.
С ним согласен Михаил Задорнов, бывший министр финансов, а ныне глава банка ВТБ24. Он прогнозирует: "За рецессией в США последует серьезное замедление экономик во всем мире, упадут цены на сырье. Это самая большая угроза, потому что тогда изменится макроэкономическая среда для российской экономики в целом и банковской системы в частности. Вероятность таких событий во второй половине 2008 года или в 2009 году достаточно высока".
Прогноз падения цен на нефть в указанные сроки оставляю на совести Задорнова. Главное - риск падения цен на нефть увеличивается. И именно это главный ограничитель преемственности в экономической политике.
Политика Путина - это политика высоких цен на нефть. Именно они завели российский экономический рост. Они же разбудили аппетиты силовиков, которые решили взять важнейшие нефтяные компании под свой контроль. Они позволили обратиться к перевооружению армии. Они вернули государство в экономику. Они дали возможность активизировать социальную политику в виде нацпроектов.
Падение цен на нефть - крест на этой политике и на преемственности. Политику расширения госрасходов должна будет сменить политика их ограничения. Именно в силу этого объективного поворота, а не личных предпочтений Дмитрия Медведева возможно возрождение либерального курса экономической политики.
Николай Вардуль
26.02.2008
Статья опубликована на сайте GZT.Ru
Постоянный URL статьи http://www.gzt.ru/business/2008/02/26/220004.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Арсенин М., Нефть, газ и политика
Демократия.Ру: В.Путин рассказал, почему растут цены на нефть
Демократия.Ру: Пацепа И., Российские следы
Демократия.Ру: Кунов А., От «управляемой демократии» к «сырьевой автократии»
Демократия.Ру: Кричевский Н., После выборов — хоть дефолт. Российская экономика балансирует на грани финансового обвала
Демократия.Ру: Каспаров Г., Империя нефти и газа
Демократия.Ру: Альваро Варгас Льоса, Диктатура и демократия - что эффективнее?
Демократия.Ру: Такер П., Джеймс Вулси о завершении нефтяной эпохи
|