Демократия.Ру




Политический обозреватель — это тот, кто способен сформулировать интересы власть имущих. Г. Киссинджер


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:34

Обновлено: 19.11.2002  Версия для печати

Руководство Башкирии удивило проектом «сверхпарламентской» Конституции даже депутатов

Рабинович И.

Месяц назад президент Башкирии М. Рахимов неожиданно объявил, что, несмотря на имеющуюся у него юридическую возможность оставаться во главе республики до 2013 г., он отказывается от президентского поста. Обосновывая свое решение, М. Рахимов назвал причину, которая, не раскрывая его планов, наверняка могла произвести благоприятное впечатление в Кремле: он заявил, что в России сегодня должен быть только один президент. Тогда он же обнародовал идею перехода к парламентской республике, которую Конституционное собрание Башкирии облекло в проект новой Конституции (РРБ, 2002 г., №19, 21 октября).

Согласно этому проекту полномочия президента предлагалось разделить между парламентом и правительством. С юридической точки зрения такой подход вполне соответствует закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Как признают наблюдатели, башкирским правоведам удалось наконец создать Конституцию, к которой федеральным властям придраться сложно («Время новостей», 12 ноября). Поэтому казалось, что ни в самой Башкирии, ни за ее пределами ничто не может помешать реализации планов задуманной М. Рахимовым конституционной реформы.

Накануне обсуждения проекта Конституции в Государственном собрании обозреватели не сомневались, что оно пройдет гладко: ведь хорошо известно, что с парламентом у М. Рахимова никогда проблем не возникало («Независимая газета», 11 ноября). Тем более стало неожиданностью, что в ходе рассмотрения законопроекта в первом чтении 13 ноября он был провален парламентариями. Все депутаты Законодательной палаты единодушно проголосовали за снятие проекта с обсуждения. Депутаты согласились с официальной мотивировкой, которую предложил председатель Комитета по законодательству Марат Харисов, заявивший, что поступило большое количество поправок и предложений от граждан, рассмотреть которые и подготовить по ним заключение в короткий срок, остававшийся до заседания, комитет был не в состоянии. По словам М. Харисова, большинство поступивших предложений содержат требование не отказываться от поста президента. Сами депутаты после заседания подтвердили возникшие у них вдруг сомнения в необходимости перехода к парламентской республике.

Этот «бунт на корабле» - беспрецедентное для Башкирии явление. Одно из возможных объяснений случившегося таково: часть депутатского корпуса, прежде целиком лояльного руководству республики, в сложившихся условиях отказалась подчиниться воле властей. Реакцию парламентариев вызвала угроза значительного сужения реальных полномочий и прав рядовых депутатов, если планам перехода к парламентской республике будет дан зеленый свет. Накануне заседания Законодательной палаты в республиканские СМИ попали материалы, свидетельствующие о намерении властей перейти к однопалатному парламенту, состоящему из 125 депутатов (сейчас их 174). Предусматривается, что избираться они будут от административно-территориальных единиц - городов и сельских районов. При этом работающая на профессиональной основе Законодательная палата аннулируется, а ее функции перейдут к Палате представителей, в которой постоянно будет работать только часть депутатов - 25 человек, и их состав ежегодно будет меняться. Таким образом, за пятилетний срок каждый из депутатов может реально поработать в парламенте не более года, что подрывает сам принцип профессионального парламента. При этом вся полнота законодательной власти сосредотачивается в руках постоянно действующего президиума, в состав которого входят председатель парламента, его заместители, председатели комитетов и руководитель аппарата Госсобрания. Президиум определяет внутреннюю и внешнюю политику, наделен правом формировать и распускать правительство, создавать государственные органы на местах, издавать нормативные акты, обязательные для всех органов власти и обеспечивать контроль за их исполнением. Власти сами назвали президиум «коллективным президентом».

Подобная схема уже существовала в 1990-1993 гг.: тогда всей властью в республике распоряжался возглавлявшийся М. Рахимовым президиум Верховного совета. Сегодня власти открыто заговорили о необходимости использовать в новых условиях прежний опыт, что должно обеспечить сохранение всей полноты власти в руках М. Рахимова. В этой связи утверждается, что пост президента был в свое время навязан Башкирии из Москвы, в то время как республиканские власти всегда выступали за парламентскую республику как наиболее демократичную форму правления.

Идея парламентской республики, как она трактуется властями Башкирии, включает подчинение исполнительной власти парламенту. Согласно закону об основных принципах организации исполнительной и законодательной власти субъектов Федерации главой региона может быть только председатель правительства, избираемый на всеобщих выборах. С формальной стороны власти республики обошли это требование: в проекте республиканской Конституции ничего не говорится о главе республики. При этом его полномочия включая представительские функции закрепляются за председателем президиума Госсобрания. Но власти пошли еще дальше и теперь ставят вопрос о необходимости прямо записать в Конституции, что главой республики является председатель Государственного собрания, несмотря на то, что он избирается только частью населения и, следовательно, не обладает должной легитимностью. По мнению республиканских властей, если во главе парламента встанет «опытный и мудрый политик», такой, как М. Рахимов, а эти намерения не скрываются, то вопрос о легитимности решается автоматически и без выборов.

Приготовления плавного перехода власти от М. Рахимова-президента к нему же, но в качестве главы парламента, видимо, побуждают федеральную власть более пристально вглядеться в оригинальную идею парламентской республики и ее конституционное оформление. Тем более что республиканские власти за последний месяц неоднократно меняли проект Конституции, постепенно приближая его к собственному идеалу. Первоначально в нем еще сохранялся пост президента, затем его место занял «коллективный президент» в лице президиума Госсобрания, наделенный фактически полномочиями главы республики. В таком виде проект был официально опубликован, однако вскоре возникла идея «в целях экономии средств» отказаться от профессионального парламента и перейти принципу ротации. Наконец, уже в последние дни предлагается однозначно записать в Конституции, что главой республики является председатель парламента. Таким образом, идея парламентской республики, провозглашенная М. Рахимовым месяц назад, получила завершенные очертания.


Статья опубликована в «Российском региональном бюллетене»
Института «Восток-Запад», №21, 2002 г.


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Институт Восток-Запад: «Российский региональный бюллетень»

 Демократия.Ру: Валентин Михайлов. Демократизация России: различная скорость в регионах




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта