Итоги недели. Междуцарствие
Гольц А.
Начальственная Москва погрузилась в испуганное оцепенение. Никто (за исключением Медведева и Путина) не уверен в собственном будущем. Все натужно пытаются расшифровать звуки, доносящиеся из-под кремлевского ковра. Но ничего не понять: то ли это любовные стоны, то ли предсмертные хрипы. С чего вдруг Владимир Владимирович окрысился на лучшего своего шута Владимира Вольфовича, чем довел несчастного до больницы? То ли шут надоел, то ли президент решил всем показать, кто в доме хозяин. А с чего вдруг Григория Явлинского до «самого» допустили? То ли просто так, то ли должность какую дать хотят? А прозвучавшее из высочайших уст предложение рубить коррупционерам руки, это шутка или демонстрация желания коренным образом поменять команду?
Самое забавное в этой ситуации — наблюдать за теми, кто нахально называет себя политологами. Восемь лет эти ребята работали толкователями президента, разъясняя нам, простым смертным, гениальность любого решения Путина В. В. Еще недавно они на каждом телеканале, только что не из утюга, рассуждали о том, как важно и полезно, что действующий президент назначил преемника и остался при нем контролером. Но спросите любого из них, как будет функционировать теперь двурогая вертикаль, какие чиновники — из президентской администрации или аппарата правительства — теперь главнее, и тот разведет руками.
Ну почему, почему же наши начальники перестали по праздникам взбираться на Мавзолей? Почему газеты давно не публикуют панорамных фотографий партийных пленумов с президиумом в 200 человек. Если бы советские традиции сохранились, тогда у «политологов» была бы хоть какая-то фактическая основа для анализа. Можно было бы, вооружившись лупой, определить место конкретного чиновника в существующей иерархии. А теперь можно только на кофейной гуще гадать.
Здесь очень показательным оказалось очередное заседание «Политклуба» «Известий». Большинство участников мучительно выдавливали из себя нечто наукообразное, не имея ничего сказать по существу. Квинтэссенцией умственной деятельности этих самых политологов стал вывод, сделанный Сергеем Марковым: «Что касается двоевластия, то уместней говорить о сдвоенном центре власти. А вот как будет развиваться ситуация внутри этого сдвоенного центра — вопрос пока открытый. Станет ли Дмитрий Медведев лидером? Это зависит от двух основных факторов. Первое. От Дмитрия Медведева. Второе — от Владимира Путина... От Владимира Путина зависит в том смысле, что никто не знает, что он для себя решил-то...». Васисуалий Лоханкин рыдает.
Между тем, нынешний период междуцарствия действительно весьма интересен и важен для будущего страны. Когда в Конституцию записали, что президент вступает в должность через два месяца после выборов, очевидно, имели в виду американскую модель. То есть предполагалось, что все два месяца чиновники уходящей администрации будут передавать дела уполномоченным представителям нового президента. Одновременно в Думе проходят консультации по составу будущего правительства, обсуждаются программы и концепции. С тем чтобы после споров утвердить премьера.
Прелесть нынешней ситуации заключается в том, что свежеизбранный президент даже не заикается о передаче дел (что вполне понятно — очень хочется дожить хотя бы до инаугурации). Что до команды Медведева — то тут только слухи. О консультациях будущего премьера с думскими «овощами» и говорить смешно. Пусть спасибо скажут, что выслушал на днях и прогневался только на Жирика.
Сейчас Путин с Медведевым заняты куда более интересным и важным делом — сами пытаются понять, что они такое учудили, думают, как разделить полномочия, чтобы «старому» не завидно было, а «новый» при этом совсем уж марионеткой не выглядел. Ведь совершенно очевидно, что восемь лет Путин старательно создавал систему власти, которую поделить невозможно. В этой системе «ручного управления» страной президент осуществляет власть, ежедневно принимая десятки управленческих решений. Если ты делегируешь право принимать их еще кому-то, значит, теряешь власть.
Вот простейший вопрос: как будет выглядеть теперь система назначения на должности в «силовых» ведомствах? Понятно, что подпись под указом будет ставить Медведев. Но вот где будут готовить это решение? Если в новой администрации — значит, именно там будет серьезнейший рычаг влияния на силовиков. Готов ли Путин поступиться этим влиянием? Если нет, то ему надо устраивать дело таким образом, чтобы бумаги проходили через его людей, чтобы он их как-то визировал. И это, повторю, самый простой, рутинный вопрос повседневной деятельности Кремля.
Можно представить, какая наступит путаница. Сообщают, что путинский помощник Игорь Шувалов теперь готовит предложения по разделению полномочий. Подозреваю только, что полномочий самого Шувалова для этого важного дела маловато будет.
Александр Гольц
14.03.2008
Статья опубликована в Ежедневном Журнале
Постоянный URL статьи http://www.ej.ru/?a=note&id=7893
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Суварин Б., От не фиг делать
Демократия.Ру: Ремчуков К., Тагаева Л., Кадровые размышления двух президентов. Точно установлено, что никто ничего не знает
Демократия.Ру: Суварин Б., Кипящая ревность пылает
Демократия.Ру: Билевская Э, Матвеева П., Первые мэры Медведева
Демократия.Ру: Соловьев В., Люди, которые игнорируют Путина
Демократия.Ру: Лилия Шевцова о наследстве Владимира Путина и программе Дмитрия Медведева
Демократия.Ру: Джемаль Г., Медведева сделали заложником нелегитимности
Демократия.Ру: Новиков К., Озерова М., Премьерство Путина — блеф или реальность? Политпрогноз на год вперед
Демократия.Ру: Фирсов А., Почему я люблю начальство (Путина)
|