Цена администраторов
Вардуль Н.
Я уже писал о парадоксах, сопровождающих борьбу правительства с инфляцией. Главный заключается в том, что Минфин признает основным двигателем инфляции монетарный фактор и тем не менее благополучно отходит на второй план борцов с ростом цен, уступая первую скрипку МЭРТу. При этом именно Минфин лоббирует раздувание денежной массы за счет размещения денег госкорпораций и вообще свободных средств федерального казначейства в коммерческих банках.
По-моему, происходит очевидное смешение базовых функций в регулировании экономики со стороны двух этих ведомств. Главная задача МЭРТа - лоббировать интересы роста экономики. В определенном смысле это министерство предпринимателей.
Понятно, что, отстаивая, например, рост инвестиций, МЭРТ закрывает глаза на риски сопутствующего инвестициям роста цен, для МЭРТа главное - открывающиеся перспективы роста. У Минфина совсем другая функция. В определенном смысле это финансово-охранное ведомство. Его задача - сохранение здоровья госфинансов и порядок на денежном рынке. Оно как раз никак не может закрывать глаза на риски роста цен. Именно в борьбе этих ведомств под надзором премьера и должна строиться экономическая политика.
Но в России все не так. Минфин раздувает инфляцию, а борьба с ней поручена МЭРТу. МЭРТ и борется, как может. Естественно, не добираясь до решения проблем избыточной денежной массы. Значит, и борьба с инфляцией победой явно не увенчается.
Например, МЭРТ составил список продуктов питания, цены или ценовые надбавки на которые подлежат жесткому, по существу административному, регулированию. Конкретные решения по ценам на продукты из этого списка принимает правительство. Подобные решения распространяются только на хозяйствующие субъекты, которые имеют долю на локальном рынке выше 15%.
Ну и что? В МЭРТе признают, что это исключительная, то есть, по сути, пожарная мера. Другими словами, до нее лучше вообще не доводить. Во-первых, временные административные ограничения и заморозки цен проблему инфляции в принципе не решают. И с завершением срока заморозки следует ждать всплеска цен. Во-вторых, в цене на тот или иной списочный продукт сидит немало компонентов, цены на которые в заветный список вовсе не входят. Например, тарифы на электроэнергию, цены на бензин, без которого продукты не доставить до потребителя, арендная плата, скажем, за торговые площади и так далее.
Так что изложенное предложение МЭРТа рост цен не остановит. Вернусь с того, с чего начинал: при всем уважении к сотрудникам МЭРТа не их задача - останавливать цены. До тех пор пока в Минфине не вспомнят свою же позицию, заключающуюся в том, что при наличной двузначной инфляции ее не остановить, если не взяться за монетарный фактор. То есть вернуться от сегодняшнего размягчения кредитно-денежной политики к недавно провозглашавшейся, но теперь забытой позиции о ее ужесточении и пересмотреть политику госрасходов - от их щедрого расширения к большей скупости.
Николай Вардуль
27.03.2008
Статья опубликована на сайте GZT.Ru
Постоянный URL статьи http://www.gzt.ru/business/2008/03/27/220015.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Вардуль Н., Чемпионат России по бою с тенью
Демократия.Ру: Куплю дорого - государство самый щедрый клиент для коммерсантов
Демократия.Ру: Латынина Ю., Зачем при экономическом чуде регулировать цены?
Демократия.Ру: Буковский В., И возвращается Брежнев...
Демократия.Ру: Кантор М., Распутица. Время снабженцев
Демократия.Ру: Бовт Г., Нищета философии «оттепели»
Демократия.Ру: Илларионов А., Гражданское неучастие
Демократия.Ру: Борис Кагарлицкий: Поздно будет пить боржоми…
Демократия.Ру: Латынина Ю., Зачем при экономическом чуде регулировать цены?
|