Аляска, сэр!
Вардуль Н.
До недавнего времени я считал, что золотое время для такой науки, как география, давно в прошлом, оно закончилось вместе с эпохой великих географических открытий. Ошибался.
Разве превращения островов Сахалин и Русский в полуострова за счет то ли туннелей, то ли мостов не шаг в новую географию, во всяком случае экономическую? Дорогостоящий, конечно, но в принципе осуществимый.
В конце концов соединены же между собой японские острова туннелями, и их строительство уже окупилось. Не знаю, окупится ли мост на остров Русский, это скорее акция не столько экономическая, сколько политически-демонстрационная и затеваемая прежде всего ради грядущего саммита АТЭС во Владивостоке, но вот туннель на Сахалин более перспективен. Во-первых, он может стать важной мерой приближения Дальнего Востока к остальной России. А во-вторых, почему бы потом не сделать следующий шаг и не установить железнодорожное сообщение с Японией. Фантастика? Но ведь, строго говоря, этот шаг полностью соответствует концепции укрепления Россией своих конкурентных преимуществ, одно из которых - потенциал превращения страны в великую транзитную державу, соединяющую, в частности, Европу со странами Восточной и Юго-Восточной Азии.
В этом смысле Дальний Восток вообще край чудес. Если угодно, сегодня именно он - Новый свет.
Sunday Times сообщает (и не в первоапрельском номере), что Владимир Путин и Джордж Буш на сочинской встрече 6 апреля обсудят, в частности, планы строительства туннеля между Чукоткой и Аляской. Длиной в 64 мили он пройдет под Беринговым проливом. Sunday Times оценивает его стоимость в 33 млрд фунтов стерлингов. Цель строительства та же, что и в российской концепции: "Если туннель будет все-таки построен, он позволит создать железнодорожное сообщение между Лондоном и Нью-Йорком", - подчеркивает Sunday Times.
Так что трансевразийский экспресс уже разводит пары. И не в романе Агаты Кристи. Да и повезет он прежде всего контейнерные грузы.
Все здорово. Пора скупать чукотскую землю. Можно ожидать, что Роман Абрамович останется губернатором Чукотки и на следующий срок.
И все-таки разве не странно, что в прямом смысле объединительный российско-американский проект затевается в момент, когда градус политических отношений между Москвой и Вашингтоном сравнивают с тем, что был во времена Брежнева? Да и затевают его без пяти минут бывшие президенты.
Так что же это за проект? Думаю, с одной стороны это тест на осуществимость реализации по максимуму концепции транзитной сверхдержавы. С другой - это некий манок, который, как Александр Матросов, должен собой закрыть амбразуру имеющихся и только обостряющихся российско-американских противоречий. Однако в этом качестве он явно запаздывает. Времени у президентов мало, а проект пока не сопровождается мощной пиар-поддержкой. Похоже на то, что упомянутый тест пока пройти не удастся, так что остается предположить, что это геополитическое фэнтези. Утешаться остается тем, что российский бюджет сэкономит на неосуществлении проекта немалые средства.
Николай Вардуль
01.04.2008
Статья опубликована на сайте GZT.Ru
Постоянный URL статьи http://www.gzt.ru/business/2008/04/01/060013.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Белковский С., Последний блеф Путина
Демократия.Ру: Сонин К., Вождь и его последствия. При каких условиях диктатура может обеспечивать высокие темпы экономического развития
Демократия.Ру: Голдман М., Государственная коррупция по-российски
Демократия.Ру: Становая Т., Двойные стандарты Президента Путина
Демократия.Ру: Фишман М., 2005: Мираж крепчал
Демократия.Ру: Диунов М., Министерские сказки
Демократия.Ру: Суварин Б., Брехня как национальная идея
Демократия.Ру: Хоц А., Страна победившего симулякра
|