Среднеклассовая борьба. Социологи считают, что для роста общественного благосостояния одной стабильности недостаточно
Мошкин М.
Судя по данным социологических исследований, в настоящее время не более 15--20% российских семей принадлежит или, точнее, относит себя к среднему классу. Этот процент выше, чем в бурные 90-е годы, но все равно он недостаточно велик. Для сравнения, «Стратегия-2020» предполагает, что через 12 лет доля среднего класса должна увеличиться до 60%. Но, по мнению социологов и политологов -- участников состоявшейся вчера конференции «Средний класс: проблемы формирования и перспективы роста», самого предмета исследования пока еще нет. В России еще не сложился средний класс, если понимать под ним не сумму статистических показателей, а социольное явление, аналогичное тому, что существует, скажем, в Европе.
«Становится очевидным, что проблематика, связанная с судьбой российского среднего класса, является сердцевиной, важнейшим связующим звеном в том комплексе социально-экономических и политических реформ, которые предстоит подготовить и реализовать в ближайшие годы», -- открывая конференцию, заявил вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс. Замруководителя РСПП по совместительству возглавляет Институт современного развития, выступивший заказчиком исследования. В попечительский совет этой неправительственной организации входят избранный президент Дмитрий Медведев, глава МЭРТ Эльвира Набиуллина, руководитель Общественной палаты Евгений Велихов и председатель Высшего арбитражного суда Антон Иванов.
Как правило, на вопрос о том, что такое средний класс, россияне отвечают в лоб -- это те, кто получает среднюю зарплату и так же в среднем обеспечены материальными благами. Те, у кого есть квартира (пусть даже и в «хрущобе»), машина (даже если речь идет о подержанном изделии отечественного автопрома) и шесть дачных соток. «Применительно к нынешним российским реалиям это семья, в которой ежемесячный доход на душу -- 13 тыс. руб. и 21 кв. м общей площади, а также половина легкового автомобиля на всех», -- заметил в своем выступлении руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. Разумеется, на Западе материальная планка, преодолев которую человек может считать себя представителем миддл-класса, гораздо выше: минимум 2--2,5 тыс. долл. ежемесячного дохода, две-три машины на семью и не менее 40 кв. м жилья на каждого члена семьи.
Но материальное благосостояние, подчеркнул г-н Гонтмахер, -- это лишь малая часть описываемого феномена. Дело не только в том, что можно проводить отпуск не дома и не на огороде, вскапывая картошку. «Средний класс определяется такими параметрами, как качественное образование, возможность путешествовать, доступ к качественному медицинскому обслуживанию, наличие инвестиций в различные сберегательные программы, участие в работе общественных организаций и органов самоуправления, а также возможность иметь реальное представительство в правительстве», -- перечислил эксперт.
Игорь Юргенс согласился с коллегой, заметив, что с его точки зрения семья не может относить себя к среднему классу только лишь исходя из уровня своих доходов. Существуют более четкие критерии. Это и уровень образования (не ниже среднего специального), и специфика работы (нефизический труд), а также обладание сбережениями, размещенными на банковских депозитах или в ценных бумагах, и активное использование кредитных или ипотечных схем.
Не в последнюю очередь имеет значение участие гражданина в любых формах общественной и гражданской самоорганизации. Евгений Гонтмахер уточнил: в идеале «средний представитель среднего класса» не только придерживается умеренных лево- или правоцентристских взглядов, но и знает, какая партия отстаивает эту идеологию и представляет интересы среднего класса. «С этой целью мы должны провести модернизацию различных сфер нашей жизни, начиная с реформы системы образования и рынка труда и заканчивая созданием настоящей многопартийной системы», -- резюмировал г-н Гонтмахер.
Но все это внешние условия. Как заметил президент фонда «Общественное мнение» Александр Ослон, у российского среднего класса должна сложиться собственная система ценностей и «мотивировочных комплексов». «Необходим «горизонт жизненного планирования» -- проще говоря, человек должен быть уверен в своем будущем и будущем своих детей, -- подчеркивает президент ФОМ. -- Кроме того, представителю среднего класса необходим не только финансовый капитал (который можно конвертировать в жилье, образование и т.п.), но и личностный капитал: здоровый индивидуализм, прагматизм, консерватизм. Тот набор базовых ценностей, который можно передать своим детям». В качестве примера г-н Ослон привел феномен американской suburbia -- застроенных частными домами пригородов, где в основном и обитает миддл-класс. «Мой коллега из Бостона, устроив мне экскурсию по этим пригородам, подчеркнул, что внутренние характеристики среднего класса воплощаются во внешнем облике этих кварталов», -- рассказал руководитель ФОМ. «Выращивание среднего класса -- то же самое, что и уход за садом, -- заметил в заключение Александр Ослон. -- Садовник -- в нашем случае это государство -- должен следить за тем, чтобы экологическая обстановка была благоприятной. Однако очевидно, что российская «экология» росту среднего класса пока не способствует».
Михаил Мошкин
25.04.2008
Статья опубликована в газете Время Новостей
Постоянный URL статьи http://www.vremya.ru/2008/72/51/202593.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Гонтмахер Е., Григорьев Л., Малева Т., Средний класс и российская модернизация
Демократия.Ру: Диунов М., Министерские сказки
Демократия.Ру: Фирсов А., Слоеный пирог российского общества
Демократия.Ру: Липман М., Российская аполитичная середина
Демократия.Ру: Доброхотов Р., Миллионеры на службе
Демократия.Ру: Мадигожин Д., Самооборона демократии
Демократия.Ру: Иржикявичюс Р., Россия никогда не была и никогда не станет западной страной
Демократия.Ру: Сатаров Г., Пожар в котельной
Демократия.Ру: Георгий Сатаров: оппозиции нет, но сильно недовольство
Демократия.Ру: Орех А., План Манилова
|