Суверенная конкуренция
Вардуль Н.
Сейчас я не собираюсь вычленять рациональное зерно в той или иной позиции. Хочу только подчеркнуть очевидное, главное в рынке - конкуренция.
Масштаб понятия конкуренции, впрочем, выводит его с экономического поля. С этим вряд ли кто-нибудь будет спорить. Конкуренция - это условие достижения успеха в самых разных сферах деятельности - от спорта и науки до политики. Именно конкуренция отличает классическую демократию от демократии суверенной. В последней конкуренцию заменяет мудрость суверена, который сам принимает единственно верные решения. Хотя надо отдать должное создателю концепции суверенной демократии Владиславу Суркову, он сумел совместить суверенитет с конкуренцией, утверждая, что в экономике конкурентоспособность - синоним суверенитета. В десятку. То есть совсем разлучить экономику с конкуренцией - это все-таки через край, а вот в политике - пожалуйста, там зона выборов всячески урезается, а без нормальных выборов какая же конкуренция.
Именно преодолением конкуренции, напомню, социалистическое народовластие было по канонам научного коммунизма выше буржуазной демократии.
Почему я вдруг вспомнил суверенную демократию? Потому что и российский рынок изрядно суверенный.
Последний едва ли не анекдотичный пример суверенного рынка с суверенной же конкуренцией привел вчера вице-премьер Игорь Сечин. Он говорил о том, кто может получить лицензию на разработку месторождений Киринского блока (проект "Сахалин-3"). Вот его слова: "По Киринскому блоку, по-моему, вопрос уже решен, и мы ожидаем, что в ближайшее время он поступит в правительство".
Между тем главные претенденты на получение лицензии - "Роснефть" и "Газпром".
Кто-то скажет, что конкуренция между двумя крупнейшими госкомпаниями все-таки лучше отсутствия всякой конкуренции. Согласен. Но тогда не было бы анекдота, а он есть.
Во-первых, сам Сечин утверждает: "Никаких споров по этому блоку (Киринскому - Н.В.) нет".
Во-вторых, любой живущий в России подтвердит, что конкуренция таких компаний, как "Роснефть" и "Газпром", разительно отличается от конкуренции обычных субъектов рынка. Госмонополии конкурируют не на рынке, а в высоких кабинетах. Особый шарм ситуации придает то, что Сечин остается председателем совета директоров "Роснефти", а Дмитрий Медведев занимал тот же пост в "Газпроме".
В-третьих, было время, когда "Роснефть" и "Газпром", навоевавшись за наследство ЮКОСа, заключили письменную унию. Смысл соглашения в том, что они берутся согласовывать свою политику, чтобы для окружающей среды быть единым целом. В документе говорилось даже о создании единых органов управления. Все это выглядело как помолвка. Свадьбы, однако, так и не состоялось. Зато состоялась суверенная конкуренция.
Николай Вардуль
10.07.2008
Статья опубликована на сайте GZT.Ru
Постоянный URL статьи http://www.gzt.ru/business/2008/07/10/223006.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Латынина Ю., Двухпартийная система России: Партия нефти против Партии газа. На этих выборах они будут уничтожать друг друга, не щадя чужих денег
Демократия.Ру: Голдман М., Государственная коррупция по-российски
Демократия.Ру: Геращенко В., Они уничтожили ЮКОС
Демократия.Ру: Полухин А., Визиты и визитки. Шпионский скандал вокруг ТНК-ВР может быть операцией прикрытия в бизнес-разборках
Демократия.Ру: Вардуль Н., ЮКОС-3
Демократия.Ру: Наджаров А., Мухи-отдельно, котлеты-отдельно. Можно ли в России разделить власть и бизнес?
Демократия.Ру: "Партию для нас олицетворяет силовой блок, который возглавляет Игорь Иванович Сечин". Глава "Финансгрупп" Олег Шварцман о новых добровольно-принудительных способах консолидации активов в руках государства
Демократия.Ру: Белковский С., Пацаны, или логика Владимира Путина
Демократия.Ру: Латынина Ю., О странностях российской борьбы с коррупцией
|