Принудительное спасение
Мереминская Е.
Финансовый кризис принес российскому Центробанку грандиозное расширение полномочий. Законопроекты, одобренные Госдумой, наделяют регулятор правом торговать на открытом рынке и перепродавать проблемные банки, причем даже без их согласия.
Депутаты выдали Центробанку дополнительный мандат на борьбу с кризисом. На дополнительном пленарном заседании Госдумы в четверг они одобрили два соответствующих законопроекта.
Первый законопроект был принят во втором и третьем чтении. Он дает Банку России право покупать и продавать ценные бумаги, в том числе акции компаний на открытом рынке, что превращает регулятор в крупнейшего игрока. Об этой инициативе подробно писала «Газета.Ru».
Второй закон прошел сразу три чтения. Он позволяет запускать процедуру оздоровления банков или, как сказано в тексте «предупреждения банкротства», и фактически воплощает идею, озвученную за два дня до этого премьер-министром Владимиром Путиным. Формально новой функцией наделяется Агентство по страхованию вкладов (АСВ) – оно сможет финансово поддержать покупателя проблемного банка или само купить банк, на эти цели ему выделяется 200 млрд рублей. Но сделать это АСВ сможет только по предложению ЦБ и под его контролем. При этом Центробанк сможет дополнительно финансировать «спасение» угодных ему банков: АСВ будет получать на это у него средства без залогов и сроком до пяти лет.
Критерии, по которым ЦБ может признать банк нуждающимся в его помощи, весьма размыты:
наличие «признаков неустойчивого финансового положения банков, выявление ситуаций, угрожающих стабильности банковской системы и законным интересам вкладчиков и кредиторов банков».
Владельцы банков, которые не захотят подвергнуться оздоровлению, ничего не смогут противопоставить ЦБ.
«Решение Банка России и АСВ может быть обжаловано в суде, но суд не может принять обеспечительные меры до решения по существу», – пояснил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов. В других условиях, признал он, правильнее было бы прописать роль судебной системы с учетом новых функций АСВ и ЦБ, «но сейчас на это нет времени».
«Я мечтал о таком законе 15 лет, – поделился радостью депутат-единоросс Павел Медведев, говоря о втором проекте. – У АСВ появляется возможность решать, что выгоднее: допустить банкротство банка и за него заплатить физлицам и при этом иметь серьезную неприятность от того, что юрлицам заплатят нескоро, или поддержать банк и не дать ему обанкротиться». По его словам, любое спасение банка – благо. «Благодаря этому закону ни один банк во время кризиса обанкрочен не будет», – пообещал председатель комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству, единоросс Евгений Федоров.
В условиях кризиса и не стоит давать банкам возможность поспорить с ЦБ, считают эксперты. «Нездоровые банки, если их выявить в ранней критической стадии, принесут системе меньше вреда, чем если позволить им дойти до полной несостоятельности», – объясняет начальник отдела рыночной аналитики ФК «Открытие» Валерий Пивень. «Любая мера по стабилизации финансового сейчас выглядит адекватной, – соглашается начальник департамента международных отношений и межбанковского бизнеса Русского Банка Развития Юрий Амвросиев. – Главное, чтобы меры, предлагаемые Банком России и другими регулирующими органами, не превратились в инструменты недобросовестной конкуренции».
Именно этого и боятся и многие депутаты. «Мы даем Центральному банку уникальные возможности – ни в одной стране такого нет. И тем самым фактически подрываем фондовый рынок», – возмущался по поводу первого законопроекта коммунист Борис Кашин. КПРФ предложила ограничить Банк России только продажей акций, которые лежат у него ненужным грузом, как отчужденные у нерасплатившихся должников. Но сторонники законопроекта пристыдили оппонентов за столь некрасивые подозрения. «ЦБ не будет играть на фондовом рынке. Это же очевидно», – убедительно возразил Резник.
Но больше всего депутатов встревожила возможная коррупционная составляющая «оздоровления» банков. «В каждой статье законопроекта стоит слово «в праве», – обратил внимание лидер фракции ЛДПР Владимир Жириновский. – Если позвонят, придут, дадут конвертик, то ничего не будет».
Очевидно, что здесь возможна неконтролируемая игра с методикой оценки собственных средств банка, большой простор для злоупотреблений и коррупции, заметил Кашин: «Речь идет о законопроекте, содержащем механизм «поддержки» банков для последующего передела собственности».
К тому же объем средств, которые ЦБ и бюджет вправе задействовать для спасения банков, в законе никак не ограничен. Не указано и сколько денег АСВ и ЦБ вправе потратить на поддержку одного банка. «В законе говорится о защите кредиторов банка, но ничего не говорится о защите интересов российских граждан-налогоплательщиков, которые вынуждены расплачиваться за чужие ошибки», – подытожил Кашин.
Екатерина Мереминская
24.10.2008
Статья опубликована на сайте Газета.Ру
Постоянный URL статьи http://www.gazeta.ru/financial/2008/10/23/2863557.shtml
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Мереминская Е., Шувалов поработал Медведевым
Демократия.Ру: Геращенко В., Кому кризис, а кому — кредит
Демократия.Ру: Белковский С., Кризис. Отец родной
Демократия.Ру: Латынина Ю., «Веселуха»
Демократия.Ру: Панов А., Бараулина А., Никольский А., Хуторных Е., Кредит «Безвозвратный»
Демократия.Ру: Морарь Н., «Черная касса» Кремля
Демократия.Ру: Латынина Ю., Нанотехнологии для чайников
Демократия.Ру: Наджаров А., Мухи-отдельно, котлеты-отдельно. Можно ли в России разделить власть и бизнес?
Демократия.Ру: Маршалл Голдман, Государственная коррупция по-российски
Демократия.Ру: Жаворонков П., Происхождение VIPов. Богатство в России остается номенклатурной льготой
|