Агентурная авоська
Вардуль Н.
Неисчерпаемое слово "агент". Его, конечно, можно воспринимать со знаком плюс или минус. Но в любом случае оно привлекательно уже тем, что за ним практически всегда стоит некий, как правило, острый сюжет. Агенты, в свою очередь, тоже бывают разными. Легальными и нелегальными, платными и идейными. Есть пресловутые агенты влияния, которые даже не всегда в курсе того, что оказываются таковыми.
Есть и агенты, к спецслужбам и Джеймсам Бондам никакого отношения не имеющие. Агенты валютного контроля, например. Ими, напомню, по определению являются все банки, имеющие право на ведение валютных операций. Именно так написано в законе о валютном регулировании и валютном контроле. И агентами они названы вовсе не случайно.
Антикризисное расширение участия государства в экономике далеко не ограничивается прямым огосударствлением тех или иных субъектов рынка. Есть еще и агентурные сети
Органами валютного контроля по тому же закону являются правительство и ЦБ. Которым частные банки напрямую никак не подчинены, но не в сфере валютного контроля. Здесь отношения между органами и агентами валютного контроля примерно те же, что между всем известными Юстасом и Алексом. То есть и здесь агент - это тот, кто, фигурально говоря, работает на определенную службу, но не носит ее форму. В результате степень контроля службы, естественно, расширяется.
Сегодняшний кризис, а точнее, разворачивающаяся борьба с ним, расширяет агентурные сети. Что в Новосибирске премьер Владимир Путин разъяснил президенту Альфа-банка Петру Авену. У премьера железная логика. Если банк берет деньги у Внешэкономбанка или Центробанка на беззалоговых аукционах, то начинает выступать уже не как коммерческий банк, а как "агент правительства". "Поэтому дальнейшие ваши действия на межбанке должны быть связаны с теми условиями, на которых государство вам предоставляет средства. Нельзя завышать ставки", - напутствовал банкира премьер. Авен не возражал. Да и что тут возразишь: кто платит, тот и заказывает музыку.
По существу, происходит вот что. Когда в условиях кризиса государство расширяет сферу операций службы финансового спасения, предоставляя на разных условиях - от льготных кредитов по субсидированным ставкам, до налоговых послаблений - свои деньги тем, кто в них особо нуждается (четкие критерии отбора, правда, неясны), то, естественно, расширяется его участие в экономике. И это расширение далеко не ограничивается прямым огосударствлением тех или иных субъектов рынка. Есть еще и агентурные сети.
Скорее всего, такой тренд развития сегодня безальтернативен. "При подъеме - капитализм, при спаде - социализм" - так формулирует бывший министр финансов Александр Лившиц, хотя его правило, на мой взгляд, действовало при докризисном подъеме российской экономики с существенными изъятиями, если апелляция к социализму в принципе уместна. В любом случае важен вопрос о временном горизонте. Я понимаю: когда случается пожар, его надо тушить (конечно, применительно к кризису, не нарушая закон). Но совсем не вредно задуматься о том, как потом заново обживать дом. В одном Лившиц точно прав: то, что вполне применимо в качестве антикризисной меры, после кризиса может оказаться совершенно неэффективным.
Николай Вардуль
23.10.2008
Статья опубликована на сайте GZT.Ru
Постоянный URL статьи http://gzt.ru/politics/2008/10/23/223012.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Мереминская Е., Принудительное спасение
Демократия.Ру: Наджаров А., Мухи-отдельно, котлеты-отдельно. Можно ли в России разделить власть и бизнес?
Демократия.Ру: Геращенко В., Кому кризис, а кому — кредит
Демократия.Ру: Маршалл Голдман, Государственная коррупция по-российски
Демократия.Ру: Вардуль Н., Как инновировать вертикаль власти
Демократия.Ру: Вардуль Н., Суверенная конкуренция
Демократия.Ру: Вардуль Н., ЮКОС-3
|