Не прошло и года
Не прошло и года, как Конституционный Суд РФ рассмотрел запрос Совета Федерации о несоответствии Конституции положения закона «О выборах депутатов Государственной Думы», согласно которому выбытие кандидата в депутаты Госдумы из первой тройки федерального избирательного списка влечет за собой снятие с выборов всего избирательного объединения. КС признал это положение не соответствующим Конституции и нарушающим избирательные права граждан. Решение вполне предсказуемое, если учитывать все этапы прохождения этого положения через Верховный Суд. Однако здесь кроется одно «но». Конституционный Суд официально признал избирательный закон неконституционным. Чем это грозит избирательной системе РФ? Решение КС не имеет обратной силы и не применяется к результатам думских выборов 1999 года. Однако новый парламент мы будем избирать (если будем, конечно) по новому закону, в который, безусловно, наравне с поправкой касательно выбытия депутатов из первой тройки избирательного списка будет внесено множество иных поправок. Как и в прошлый раз придется перекроить всю избирательную систему заново, конечно, в соответствии с интересами власть предержащих. Мало того, своим решением Конституционный Суд провалил всю концепцию обновленного избирательного законодательства, основанную на детализированной регламентации всех стадий избирательного процесса. И, конечно, кинул большой камень в огород ЦИК. Хотя А. Вешняков признал свои ошибки еще до думских выборов и даже перестарался в своих раскаяньях: по аналогии с РКПП зарегистрировал ЛДПР, нарушив при этом закон (период регистрации закончился намного раньше момента вынесения решения); необходимо признать, что концепция передачи ЦИК полномочий судебного органа трактовать понятия «существенный и несущественный» и т. д. губительна для избирательной системы России. Ведь подробная законодательная регламентация избирательного процесса нужна лишь для того, чтобы ограничить вольности правоприменительного органа. На практике же, переполненный деталями закон «О выборах...», представляет собой широкое поле действия для ЦИК, а для всех остальных - не более чем стопку бумаги.
Все вышесказанное приводит к довольно грустным выводам: дело не в том, как хорошо будет написан закон, а как хорошо он будет применяться. Должна быть устоявшаяся и правильная практика правоприменения избирательного законодательства, чего очень сложно достичь в рамках постоянно обновляющегося законодательства.
|