Нацпроект-2009
Вардуль Н.
Если честно, нацпроект остался всего один - пережить наступающий год с наименьшими потерями. Можно сказать и строже. Надо решить задачу с неизвестным 2009-м.
Задача, понятно, прежде всего экономическая. Главных неизвестных, слава богу, не 2009, а всего-то два. Во-первых, среднегодовая цена нефти. Она в свою очередь прежде всего зависит от того, что будет происходить с мировой экономикой. Во-вторых, эффективность российской экономической политики.
Причем неизвестные располагаются именно в такой последовательности. Потому что эффективность политики определяется, в частности, или точностью нефтяного прогноза, или скоростью реакции на изменения в тенденциях на нефтяном рынке.
Самое любопытное и ответственное - выбор экономической политики. Уверен, на непрекращающихся заседаниях, проходящих в Кремле, Белом доме и ЦБ, именно он и обсуждается. Если кто-то считает, что выбор уже сделан, то это не так.
Да, государство заявило о выделении свыше 4 трлн рублей системообразующим банкам и предприятиям. Но, по-моему, эти деньги совершенно не случайно до конечных получателей не доведены.
Поясню. Главное в первой волне выделенных ресурсов - недопущение корпоративных дефолтов по внешним обязательствам. Но, подчеркну, тогда тушили внезапный для многих в России пожар. Однако это вовсе не значит, что государство так же щедро будет брать на себя и последующие платежи.
И выбор предстоит делать прямо сейчас, до новой высокой волны платежей, которая поднимется на рубеже зимы - весны 2009 года. Какие бы списки ни появлялись у правительства, оно все равно не сможет вытащить на себе всех.
Все как в старой пословице: если хочешь накормить голодного - дай ему рыбу; если хочешь, чтобы он и завтра не голодал, - дай ему удочку.
Выбор как раз и означает: где найти удочку? Удочка - проект, который при финансовой поддержке государства, в том числе и в форме госзаказа, в состоянии стать локомотивом, способным вытащить за собой больше отраслей промышленности. Другими словами, разбудит внутренний спрос. Ставка в условиях мирового кризиса делается именно на него.
Выбор стоит и в США, где на роль локомотива пробуется автопром. Российский выбор, хочется верить, будет другим. Например, строительство жилья и инфраструктура. Дорога, опробованная не только в 1930-х годах в США и Германии. Совсем недавно именно капстроительство двигало российский подъем. Есть и еще один немаловажный фактор - социальная значимость. За госсчет надо строить не хоромы для миллионеров, а социальное жилье.
Социальный бонус необходим, потому что ответ на вопрос, откуда государство возьмет деньги, неминуемо приведет к тому, что в 2009 году следует ждать инфляционный шторм. По очевидной причине: финансирование выбранных в локомотивы проектов будет происходить, скорее всего, эмиссионно. Значит, предстоит следующий выбор: какой эмиссионный размах можно считать допустимым. Здесь же и вопрос о допустимом размере дефицита бюджета. В любом случае социальные издержки неизбежны. Главное - чтобы за эту цену удалось разбудить внутренний спрос. За ним возобновится и рост.
Николай Вардуль
25.12.2008
Статья опубликована на сайте GZT.Ru
Постоянный URL статьи http://www.gzt.ru/politics/2008/12/25/223014.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Латынина Ю., Киндерсюрприз-2, или экономика дуршлага
Демократия.Ру: Шевцова Л., Распутица
Демократия.Ру: Власти нужно точнее определиться, кто в стране гегемон
Демократия.Ру: Пионтковский А., Дима и Дума
Демократия.Ру: Милов В., Немцов Б., Путин. Итоги
Демократия.Ру: Пионтковский А., Просуществует ли РФ до 2014 года?
Демократия.Ру: Сидоров Д., Кнуты и пряники Кремля
Демократия.Ру: Делягин М., Основы и конец "Сувенирной демократии"
Демократия.Ру: Шелин С., Упразднение путиномики
|