С помощью суда и «тепловой ракеты»…
Богушевский Р.
Самый громкий скандал прошедшего Единого дня голосований произошел в Иркутске, где 14 марта на выборах мэра победил не протеже губернатора и «Единой России», а кандидат от КПРФ — беспартийный бизнесмен Виктор Кондрашев. И это несмотря на административный ресурс, который был применен во всей своей красе…
В предвыборной кампании, как водится, были задействованы все категории граждан, падкие на премиальные или вынужденные исполнять приказы: голодные студенты, малюющие на стенах; митингующие бабушки, которые вдруг, за несколько недель до выборов, проявили неслыханную политическую активность; сотрудники милиции, забирающие всех вышеперечисленных, прокуратура. И, конечно, суды.
Всего претендентов на должность мэра Иркутска было четыре: от власти — экс-мэр Братска единоросс Сергей Серебрянников (о котором шепчутся, что он — из органов и которого поддерживает губернатор Мезенцев), из категории независимых — многолетний депутат Заксобрания области беспартийный Антон Романов (всю жизнь занимающийся детским спортом), от коммунистов — КПРФ Кондрашев и некая пенсионерка Корякова (которую никто не видел и которую называют «техническим кандидатом админресурса» или «тепловой ракетой»).
Бывший мэр Братска перед самыми выборами затейливым образом оказался на должности вице-мэра Иркутска. Тут — чистые шахматы. Ход первый: мэр города Якубовский уходит работать в Совет Федерации. Ход второй — его обязанности возлагаются на вице-мэра Хиценко. Ход третий: Хиценко увольняется по собственному желанию, успев принять перед выборами на должность вице-мэра Серебрянникова. Поднялась шумиха в прессе о том, что якобы данное назначение незаконно, однако прокурорская проверка нарушений, естественно, не выявила.
И партия уже была бы решена, если бы в эндшпиле интригу не привнес детский тренер Антон Романов. Получилось так, что он начал лидировать в соцопросах, казалось бы, уже ко всему приученных граждан. И что самое страшное: лидировать он начал в специальных спецопросах, заказанных «Единой Россией», — за Романова готовы были проголосовать около 40 процентов избирателей.
В агитацию включились тяжеловесы: губернатор Мезенцев открыто намекал, что голосовать лучше за кандидата от ЕР. Не помогло — Романов все равно лидировал. Непубличные меры тоже не действовали: милиция постоянно забирала расклейщиков агитационных плакатов Романова, разгоняла официально разрешенные митинги, прокуратура затребовала договоры у типографий, которые печатали листовки Романова. А он — лидировал.
Судя по всему, тогда-то и был использован самый крайний вариант: «тепловая ракета», она же — технический кандидат, пенсионерка Корякова. Именно она подает иск в суд — предмет: УИК Иркутска неправомерно зарегистрировала Романова, приняв незаконно полученные подписи. Тут такая история: одна из сборщиков подписей работала в агентстве, которое занимается доставкой пенсии на дом, и собрала три закорючки в момент выдачи пенсии. Прокуратура опрашивала этих пенсионеров, они заявили: и так бы проголосовали за Романова.
Прокуратура прокуратурой, а дело рассматривала заместитель председателя Кировского районного суда г-жа Мачульская. И федеральный судья, имеющая огромный опыт в рассмотрении подобных исков, прекращает дело в связи с тем, что установленный законом срок проверки подписей истек.
Ну а дальше Иркутский областной суд отменяет это решение и отправляет дело на новое рассмотрение — молодой судье Александровой, которая работает в системе около года. Вы знаете, это было весело… В душном маленьком зале — около 20 человек, в основном местные журналисты. И элегантная представитель кандидата в мэры — адвокат Гаджиева, специально прилетевшая за тысячи километров из Москвы, чтобы защищать интересы пенсионерки Коряковой. Судья удовлетворяла практически все ходатайства истца, естественно, оставляя без внимания просьбы ответчика. А когда адвокат, представляющий интересы Романова, получив очередной отказ, заявил что-то о нарушении принципа состязательности сторон, судья Александрова удивленно парировала: «А вы что думаете, что принцип состязательности применим к данному процессу?»
И 3 марта в Кировском суде города Иркутска судья Александрова постановила: «Отменить решение избирательной комиссии города Иркутска о регистрации кандидата на должность мэра города Иркутска Антона Романова». Сам Романов комментирует данную ситуацию так: «Я спрашивал у губернатора, как выборы будут проходить? Меня заверили: никакой административный ресурс не будет задействован, выиграет сильнейший. У меня не было причин не верить Мезенцеву. Я собрал 40 тысяч подписей людей. В избирательной комиссии сказали, что надо только четыре с половиной. А потом я начинаю узнавать, что многие другие кандидаты в мэры снимают свои кандидатуры. Я спрашивал у них: в чем дело? Сказали, что оказывается давление со стороны властей, бизнес под угрозой. Прессинг в отношении меня начался тогда, когда я поднял несколько болезненных вопросов. Например, у нас в городе выделили участок под историческую застройку — будут строить большой музей. Но на этой территории живут люди, которым надо дать новые квартиры. А что происходит? Дома горят каждую ночь, гибнут люди».
Кандидат в мэры от КПРФ Кондрашев, к которому мы обратились с вопросами еще до выборов, ситуацию прокомментировал осторожно, заявив: если, конечно, ЦИК нарушила правила при регистрации, то это должно быть предметом разбирательства, другой вопрос — не истекли ли сроки, установленные законом.
Найти таинственного кандидата Корякову, которая не вела никакой предвыборной кампании, к сожалению, не удалось, не появлялась она и в суде. Сергей Серебрянников от встречи отказался.
Однако снятие с дистанции основного конкурента не помогло. Во-первых, у населения, судя по всему, накопилось раздражение… А во-вторых, Романов решил поддержать кандидата от КПРФ Кондрашева, предвыборная кампания которого не отличалась размахом. И молодой бизнесмен победил (62 процента), взяв верх над Серебрянниковым почти на всех избирательных участках. Исключение только одно — за кандидата от ЕР единогласно проголосовали обитатели СИЗО Иркутска. В ситуации крайнего раздражения электората это оказалось единственным местом, где партия власти контролировала ситуацию.
Ростислав Богушевский
17.03.2010
Статья опубликована в Новой Газете
Постоянный URL статьи http://www.novayagazeta.ru/data/2010/027/13.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Кынев А., Выборы эпохи нанодемократии
Демократия.Ру: Иркутск побратают с нужным мэром
Демократия.Ру: Любарев А., Виктор Игнатенко как зеркало российских выборов
Демократия.Ру: Эффект Шавенковой. Как безнаказанно убить человека
Демократия.Ру: Камышев В., Убийство технологов в Иркутске: некоторые соображения
Демократия.Ру: Терентьева А., Заработает на экологии
Демократия.Ру: Кез С., Другое кино
Демократия.Ру: Нашествие варягов
|