Владимир Рыжков, политик : Есть ли спрос на демократию?
Рыжков В.
Начало года принесло невиданный за все последние годы рост протестной активности.
Митинги протеста, впервые соединяющие экономические («Долой повышение тарифов! ») и политические требования («Путина – в отставку! »), волнами накатывают на страну – в буквальном смысле от Калининграда до Владивостока.
Нефтегазовый монолит власти и народа впервые заметно треснул.
Кремль по-прежнему твердо держит свои башни в вертикальном положении, но в элитах и обществе зреет запрос на перемены.
В декабре 2009 года социологическая компания «Башкирова и партнеры» провела всероссийский опрос на тему «Демократия в России» (репрезентативная выборка – две тысячи человек).
Проступила четкая политическая структура современного российского общества. Выяснилось, что 9% россиян твердо стоят на либеральных позициях, 18% – привержены коммунистической идее, 31% – верные сторонники Путина и «Единой России».
И оставшиеся 42% – главный стратегический резерв власти! – это люди вообще без устойчивых политических убеждений, аполитичные или колеблющиеся.
Наибольшим доверием по-прежнему пользуются традиционные институты: президент (82%), премьер-министр (82%), РПЦ (69%) и армия (62%).
Лично – Путин и Медведев (83 и 80%). Сохраняет пока свое монопольное положение и «ЕР» – 47% готовы отдать ей свой голос – больше, чем за все остальные зарегистрированные партии, вместе взятые.
Огромным подспорьем для Кремля остается привычная сверхпассивность народа – 84% россиян не участвуют в деятельности ни одной общественной организации (партии, ассоциации, НКО).
Власть и народ живут в параллельных, не пересекающихся мирах – 81% опрошенных за последние пять лет не принимали участия ни в одной из форм общения с властью и защиты своих интересов. В акциях протеста участвовали пять процентов, писали письма и обращения в органы власти – и того меньше.
Несмотря на активизацию начала года, остается в целом низкой и готовность принимать участие в акциях протеста.
В конце 2009 года, на пике экономического кризиса, выйти на митинг теоретически были готовы лишь 23% респондентов, принять участие в забастовках – только 12%.
Однако кремлевские башни стоят на песке. И весна вполне может привести эту зыбкую почву в движение.
Оценки обществом существующей системы власти, несмотря на заоблачные рейтинги «тандема», по большей части крайне нелицеприятны.
Так, нынешняя политическая система оценивается народом только на «троечку» (5 баллов по десятибалльной системе).
60% недовольны тем, как в России идет развитие демократии.
Крайне сомнительна, в глазах россиян, сама легитимность существующей власти – только 38% опрошенных верят, что власть (включая высшую) в стране выбирается и меняется на свободных и честных выборах.
В то, что современная Россия является демократическим государством, верит меньше половины граждан страны.
Вряд ли оправдает себя ползучий курс Кремля на ресоветизацию России – с его портретами Сталина, сериалами о героях-чекистах и неусыпной борьбой с исторической правдой.
Положительную оценку усатому «хозяину» дают не более трети респондентов, а сам советский режим оценивается обществом столь же низко, как и нынешний.
Хотя массовые представления россиян о демократии во многом архаичные и социалистические (демократия не как система политической конкуренции, а как всеобщее избирательное право и выборность главы государства, социальная защита и равенство) – перечень претензий к властям обширен и четко осознается народом.
На первых местах – инфляция, безработица, спад производства, низкие доходы, недоступность жилья.
Либеральная и демократическая часть общества недовольна ситуацией и вектором развития страны еще в большей степени, чем население в целом.
Между тем, эти без малого десять процентов населения – и есть самый передовой слой общества, те, кто может и должны обеспечить успех необходимой для России модернизации.
Из них более половины – это руководители и специалисты – элита России.
Вот список основных претензий либеральной части общества к власти и ее политике: слишком большое социальное расслоение, коррупция, включая необходимость оплачивать формально бесплатные услуги, особое, привилегированное положение чиновников в обществе.
А еще – бесправие простых людей, засилье монополий, отсутствие свободных и честных выборов, цензура в СМИ, навязывание одной идеологии и монополия одной партии на власть, произвол спецслужб и милиции.
Эти родовые признаки выстроенной Путиным «суверенной демократии» вызывают резкое неприятие у более чем 70% либеральной части общества.
Сегодня либеральная часть общества не имеет адекватной политической силы, представляющей ее интересы и взгляды на политической арене, и не представлена ни одним депутатом в Думе.
Да и в целом деятельность российской власти совершенно не отражает главные требования общества.
Поэтому спрос на демократию будет расти.
Уже сегодня две трети россиян разделяют мнение о демократии сэра Уинстона Черчилля – что демократия плохая форма власти, но все остальные – еще хуже.
Владимир Рыжков
06.04.2010
Статья опубликована на сайте SvobodaNews.Ru
Постоянный URL статьи http://echo.msk.ru/blog/rizhkov/669697-echo/
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Нересурсное проклятие
Демократия.Ру: Макаренко Б., За что же потянуть?
Демократия.Ру: Билевская Э., Медведеву предложили поменять политическую систему. Президентский Институт современного развития доработал доклад о российской модели демократии
Демократия.Ру: Сурков: Нашу политическую систему нужно сделать гибче
Демократия.Ру: Делягин М., Основы и конец "Сувенирной демократии"
Демократия.Ру: Зубченко Е., «Ничего нового англичане не сказали». Россию опять заподозрили в отсутствии демократии
Демократия.Ру: Федотов М., Сто грамм демократии
Демократия.Ру: Гонтмахер Е., Итоги Путина. Обманчивое благополучие
Демократия.Ру: Что такое демократия
|