«Яблоко» и СПС – социология бессильна
Информационное агентство МиК
На прошлой неделе вопрос об объединении СПС и «Яблока» был закрыт. Партия «Яблоко», ознакомившись с условиями объединения, которые выдвинул Союз правых сил, не приняла их. Из этого следует, что две самые крупные российские демократические партии пойдут на парламентские выборы самостоятельно.
Уже вдогонку свою лепту в спор между «Яблоком» и СПС решил внести ВЦИОМ. По итогам репрезентативного экспресс-опроса 1600 россиян, проведенного с 24 по 28 января 2003 года социологами ВЦИОМ, выяснилось, что идею объединения двух партий поддерживает 31% опрошенных, 21% относятся к ней негативно, а 48% затруднились с ответом. Только 27% респондентов полагают, что «Яблоку» и СПС удастся объединиться, 29% высказали противоположное мнение, а 44% затруднились ответить.
Сторонников Григория Явлинского и Бориса Немцова в предполагаемом блоке «Яблока» и СПС примерно поровну. При этом на посту лидера блока видеть Григория Явлинского хотели бы 25% опрошенных, Бориса Немцова — 20%. Такое распределение ответов свидетельствует о преимуществе Явлинского как претендента на пост лидера блока, однако СПС предложил ему быть вторым. После того, как лидер «Яблока» отказался, правые начали высказывать сожаления по поводу несостоявшегося альянса, причем также ссылаясь на социологические опросы.
Так, сопредседатель СПС Ирина Хакамада заявила в Санкт-Петербурге в пятницу, что все исследования показывают, что в России существует около 15-20% населения, которые либо уже достигли определенного успеха, либо питают на него надежды. По мнению Хакамады, эти люди рассчитывают не на власть, а на собственные силы. При этом они нуждаются в своем представительстве в парламенте, которое будет бороться за снятие барьеров для развития малого и среднего бизнеса, защищать права человека через независимую судебную систему, способствовать переходу на контрактную армию, снижению налогов и повышению эффективности производства. Если на правом фланге будет существовать много разных небольших партий, они фактически не будут отвечать требованиям избирателей. «Избиратели хотели бы увидеть справа такую же сплоченную силу, как и слева, которая вместо разводок начинает четко и целенаправленно общаться со своими избирателями», — считает Хакамада.
Результаты опроса ВЦИОМ мнение сопредседателя СПС не опровергают — возможно, менее трети избирателей, поддержавших идею объединения двух демократических партий, и есть те самые, кто достиг успеха или рассчитывает на него. Однако зачем партии тем людям, которые рассчитывают не на власть, а на собственные силы? Они и на выборы никогда не ходят.
Что же касается перспектив развития партийного пространства, то мнение Хакамады по этому поводу весьма своеобразно. Она считает, что для обеспечения стабильности политического развития и защиты интересов всех избирателей России нужна трехпартийная политическая структура. В центре должна находиться «партия бюрократии», она же партия «номенклатуры», — не эффективная (!), но обслуживающая власть, которая этой партией манипулирует «то в одну сторону, то в другую». Справа — выразительница интересов тех, «кто рассчитывает на собственные силы». И слева — идеологическая оппозиция или объединенный патриотический фронт, который опирается на протестный электорат и использует недостатки в работе власти, «тотально все критикует и выступает со стороны более удобного, распределительного курса».
Незатейливый политологический анализ Хакамада дополнила собственным социологическим прогнозом. Наилучшие перспективы на выборах, по ее словам, будут иметь КПРФ и «Единая Россия», между которыми и развернется основная борьба. Если «Яблоко» и СПС не будут «работать на самоуничтожение», то обе партии также пройдут в Госдуму с результатом не более 5-8% у каждой. Если бы «Яблоко» и СПС смогли объединиться в один избирательный блок, то он мог бы получить 10%, а при хорошей работе — 15% голосов избирателей, считает Хакамада. Она также уверена в том, что в Госдуму пройдет ЛДПР, поскольку Жириновский «очень профессионально служит, и ему помогут административным ресурсом», а также потому, что «он ложится на радикальный национализм», растущий у населения. Остальные партии вряд ли сумеют преодолеть 5-процентный барьер.
Хакамада конечно, выразила свое мнение вполне доходчиво — кто сейчас не понимает смысла словечек типа «разводки» или «ложится». Однако яблочники простоте языка не доверяют. «Предложения СПС по объединению правых сил - всего лишь электоральная ловушка. Если люди желают реального политического объединения, они никогда не позволят себе сначала озвучить свою позицию через СМИ, а потом предложить встречаться за столом переговоров», — считает лидер псковского «Яблока» Лев Шлосберг. По его мнению, «такое поведение недопустимо ни в политике, ни в бизнесе, ни в социальных сферах и означает только то, что «Яблоку» были выдвинуты изначально неприемлемые предложения, и в СПС это полностью понимали». «Зная, что эти предложения будут отклонены, они решили их сделать общеизвестными, предпринять, таким образом, попытку поставить «Яблоко» в безвыходное положение. То есть, если мы отказываемся, то мы и виноваты. В этом и заключается политическая электоральная ловушка. Понимая эту ловушку, Иваненко и Явлинский приняли абсолютно адекватное решение — не участвовать в этом фарсе, потому что предложенные переговоры не были на самом деле переговорами», — подчеркнул лидер псковского «Яблока».
Статья опубликована на сайте Информационного агентства МиК.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Воробьева В., Буриданов электорат
Яблоко.Ру: Предложения СПС - неприемлемы. Письмо Григория Явлинского и Сергея Иваненко Борису Немцову Ирине Хакамаде о предложениях СПС от 28.01.03
Политком.Ру: Алексей Макаркин, СПС и «Яблоко»: объединение как проект и как ловушка
|