Владимир Рыжков, политик : Как понимает модернизацию народ, и как - Кремль?
Рыжков В.
Российское общество относится к новому лозунгу властей – лозунгу «модернизации» – трезво и реалистично.
Иллюзий насчет способности и желания властей модернизировать страну народ не строит.
Но главное – российское общество видит модернизацию прямо противоположным образом, нежели провозгласивший новый завлекательный «лозунг момента» Кремль.
Такие выводы позволяет сделать только что опубликованный доклад, подготовленный совместно Институтом социологии РАН (директор – Михаил Горшков), и германским фондом им. Фридриха Эберта (директор – Райнхард Крумм) («Готово ли российское общество к модернизации»). Репрезентативное всероссийское исследование было проведено в марте – апреле этого года.
Для Д.Медведева и Ко модернизация – это исключительно техническое и технологическое обновление страны.
Президент выделил пять конкретных технических направлений (космос, энергетика, энергосбережение и т.д.), где должны создаваться и широко внедряться новые технологии. Разрабатываются законы, стимулируюшие повышение энергоэффективности экономики новые разработки в других приоритетных сферах. Принято решение о строительстве «инновационного города» в подмосковном Сколково, с экстерриториальным правовым режимом, уже прозванного шутниками «Вексельбургом» - по имени руководителя проекта Виктора Вексельберга.
При этом Кремль решительно отвергает все поступающие предложения о системном подходе к модернизации страны, включающем в себя не только создание и закупку новых технологий, но и, в первую очередь, реформу политических и государственных институтов, обеспечение верховенства закона, защиты собственности и других фундаментальных прав граждан, политику продвижения к большей социальной справедливости, новому балансу между центром и регионами, формированию благоприятного делового климата.
На все предложения о проведении системной (а не узкотехнической) модернизации, включающей в себя, как ключевые элементы, политическую демократию, участие граждан в управлении страной, прозрачность и подотчетность властей обществу, неоднократно выдвигаемые демократической оппозицией, многими экспертами, Институтом современного развития (ИНСОР), а недавно – и Европейской Комиссией в ее инициативе «Партнерство для модернизации», Кремль неизменно отвечает «нет».
Между тем, именно такой – системной модернизации – с центральным местом в ней реформ общественных отношений и создания нового социального контракта между государством и обществом, хочет российский народ, полностью сходясь в этом с экспертами ИНСОРа, с российскими либералами, и даже (не догадываясь об этом) – с Еврокомиссией.
Для начала, россияне оценивают общую текущую ситуацию в стране, как крайне плохую – 73% считают ее «проблемной, кризисной», и еще 11% – «катастрофической».
Число тех, кто считает ее нормальной, сократилось за год кризиса в три раза.
Во- вторых, запрос на перемены в обществе очень сильный – лозунг модернизации положительно воспринимают три четверти россиян, подразумевая, что именно модернизация, как программа глубоких и необходимых преобразований, поможет стране выйти из того ужасного положения, котором она пребывает.
Однако, в третьих, модернизация, понимаемая как сугубо техническое перевооружение экономики, и внедрение в ней инноваций, оказалась лишь на четвертом месте в перечне моделей модернизации, востребованных нашими гражданами (всего 24% от опрошенных!).
А лидирует совсем другой общественный запрос, совсем другая модель модернизации.
На первом месте – 41% опрошенных – оказалось именно то, на чем не перестают настаивать практически все независимые экспертные центры и европейские институты – «равенство всех перед законом, соблюдение гарантированных Конституцией прав человека»!
То есть именно то, что требует глубоких и незамедлительных институциональных, в том числе, политических реформ.
На втором месте оказалась «жесткая борьба с коррупцией» (38% опрошенных).
Общество совершенно не устраивает та словесная, имитационная «борьба» со взяточничеством, откатами и расхищением бюджета, которая вяло ведется российскими властями. Но настоящая борьба с коррупцией также невозможна без политических и институциональных реформ – возвращения политической конкуренции, свободы слова, доступа граждан к информации о деятельности госорганов, независимых суда и следственных органов. Особо сильна, согласно опросам, ненависть к коррупции и коррупционерам в крупных и средних городах, среди городского и высокообразованного населения – то есть среди тех, кто и должен модернизировать страну.
На третьем месте – «обеспечение социальной справедливости» (31%).
Народ вовсе не греет удвоение числа российских долларовых миллиардеров, произошедшее за кризисный год - на фоне падения доходов населения и удвоения числа безработных. Все большее раздражение и даже ненависть людей вызывает растущий разрыв в доходах и потреблении, гламурный образ жизни богатеев и чиновников, привилегии чиновников на дорогах, выделение и отделение от остального народа элитные районов, школ и больниц, фактическая неподсудность и безответственность российской «элиты» за совершаемые ею преступления.
Твердый и ясный запрос российского народа – это не узкотехническая модернизация (Сколково плюс закупленные у немцев «Сапсаны»), а системная модернизация - правовое и подотчетное обществу государство, равенство всех перед законом, политика выравнивания доходов, уничтожение всеобъемлющей государственной и политической коррупции.
Россияне вовсе не против технического прогресса – просто они отчетливо понимают, что в существующей забюрократизированной, непрозрачной, чрезвычайно коррумпированной среде, никакие инновации и технологические проекты реализованы быть не могут.
Люди понимают, что не хочет понять и признать Кремль – ужасающее качество самого государства и крайне низкое качество управления – это на сегодня центральная проблема России. Необходимая стране модернизации, условие ее выживания – это, прежде всего, модернизация самого государства.
Косвенно это признает часть высокопоставленных чиновников и близких к властям экспертов.
На днях Центр стратегических разработок (ЦСР), создавший для В. Путина в конце 1999 года программу реформ («Стратегию – 2010», известную также, как «программа Грефа»), подвел итоги ее реализации. Общее выполнение программы, даже по оценке близких к власти деятелей, оказалось крайне низким – лишь на 35-40%. На фоне неплохих макроэкономических результатов, полностью проваленными оказались планы по созданию современных общественных и государственных институтов, развитию местного самоуправления, обеспечению верховенства закона, изменению отсталой структуры экономики, повышению общей конкурентоспособности российской экономики.
Только нежеланием поступаться своими властными и коммерческими интересами можно объяснить стойкое нежелание Кремля объявить о подлинной, системной модернизации страны, необходимость которой ясно осознает уже все российское общество, как и экспертное и политическое сообщество – от резких оппозиционеров до лоялистов.
Владимир Рыжков
16.06.2010
Статья опубликована на сайте Эхо.МСК.Ру
Постоянный URL статьи http://echo.msk.ru/blog/rizhkov/688182-echo/
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Дайсон Э., Почему у русских не получится своя "Кремниевая долина"
Демократия.Ру: Савицкий А., Россия: новый курс
Демократия.Ру: Иноземцев В., Modernizatsya.ru: Издержавшаяся страна
Демократия.Ру: Поляков Ю., Россия в откате
Демократия.Ру: Фирсов А., Медвежий тупик, или «Хлеборезка-2»
Демократия.Ру: Рябов А., Новый русский феодализм
Демократия.Ру: Туманов Б., Африканская душа России
Демократия.Ру: Сурков объяснил "Нашим", кто мешает модернизации России
Демократия.Ру: Владимир Рыжков, политик : Есть ли спрос на демократию?
|