Теорема Медведева: свобода это порядок
Новиков В.
Д. Медведев на выступлении в Красноярске сообщил две новости. Хорошая : в основе его политики будет лежать принцип «свобода лучше, чем несвобода». Плохая : кандидат в президенты сформулировал теорему «свобода это порядок». Получающийся в результате принцип – «порядок лучше, чем беспорядок» - вряд ли вызовет у будущего президента Д. Медведева противоречия со своим предшественником.
Выступление кандидата в Президенты РФ содержит несложное доказательство «теоремы Медведева»: раз свобода предполагает «уважение к принятому в стране порядку», то свобода обеспечивается соблюдением законов, иными словами, «верховенством закона», порядком. В силу же того, что «свобода», она же «порядок», будет лежать в основе политики, то по мнению Медведева, низкое качество законов «не может никогда оправдать нарушение этих законов».
В "теореме Медведева" не говорится о том, что законы должны быть правовыми, то есть справедливыми. Получается, что жители гитлеровской Германии были свободными людьми именно в той мере, в какой законы соблюдались. Нарушению же гитлеровских законов, выходит, не было оправдания. В этом вопросе Д. Медведев даже более строг, чем действовавший в те времена в Германии Военно-уголовный кодекс, который объявлял выполнившего очевидно преступный приказ вышестоящего соучастником преступления (?. 47). Иными словами, приказ не должен был выполняться, если подчиненному было известно о его преступном характере.
Но точно так же не должен выполняться и откровенно несправедливый, правонарушающий закон - этот принцип в процессе денацификации Германии получил название «формула Радбруха»* и многократно применялся немецкими судами. У национал-социалистического «права», писал известный юрист Г. Радбрух, «отсутствовала правовая природа... Оно просто не было правом вообще».
Так, в 1942 г. немецкий чиновник Иосиф Путфаркен (Puttfarcken) донес на предпринимателя Карла Геттинга (Götting), который написал в туалете: "Гитлер - организатор массовых убийств и виновник войны". В том же году суд приговорил Геттинга к смертной казни. В 1946 г. подсудимым оказался сам Путфаркен. Отдавая Геттинга в руки произвола, пусть и прикрывавшегося правом, Путфаркен отдавал себе отчет, что его действия приведут к смерти человека. Поэтому суд признал Путфаркена виновным в пособничестве убийству Геттинга, которое совершили судьи, и приговорил его к пожизненному заключению: убийство совершенное посредством закона все равно остается убийством.
Порядок действительно является необходимым условием свободы - в этом Д. Медведев прав. Но свобода предполагает не просто порядок и соблюдение законов, а именно правовой порядок, основанный на соблюдения именно правовых законов. Порядок в сообществе свободных и в сообществе несвободных существенно отличаются: то, что в одном правомерно, в другом будет признано преступлением. Переведя принцип «rule of law» как «верховенство закона» кандидат потерял душу этого принципа: английское «law» это не изданный парламентом по политическим соображениям «статут», т.е. «закон», а установленное юристами в судах «право». «Rule of law» - «верховенство права» - предполагает в первую очередь ограниченность законодателя и вообще государства правом, и во вторую - соблюдение законов, причем только правовых. В гитлеровской Германии «верховенство права» отсутствовало не потому, что принятые законы иногда нарушались, а потому, что сами законы откровенно нарушали права граждан, были проявлением правового нигилизма.
Таким образом, правильная теорема на тему свободы и порядка звучит так: «свобода это правовой порядок». Но это уже будет не «теорема Медведева».
* "Формула Радбруха" является извлечением из его статьи "Законное неправо и надзаконное право". Она гласит:
"Конфликт между справедливостью и правовой стабильностью мог бы быть разрешен в том смысле, что позитивное и облеченное властной санкцией право имеет приоритет даже тогда, когда оно по содержанию несправедливо и нецелесообразно. исключение составляют лишь ситуации, когда действующий закон становится столь вопиюще несовместимым со справедливостью, что закон как "несправедливое право" отрицает справедливость. Невозможно разграничить случаи "законодательного неправа" и закона, действующего вопреки своему несправедливому содержанию. Зато можно четко определить: когда к справедливости даже не стремятся, а когда равенство, составляющее ее основу, сознательно отрицается в правотворческом процессе, тогда закон не является лишь "несправедливым правом", но даже более того - он является неправовым по своей природе, ибо право, включая и позтивное, нельзя определить иначе, чем порядок и совокупность законов, призванных по сути своей служить справедливости. И этому критерию право нацистов не отвечает ни в целости, ни в отдельных его частях"
Также по теме:
Стенограмма выступления Первого заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Медведева на V Красноярском экономическом форуме.
Г. Радбрух Философия права.
В. Нерсесянц Философия права: либертарно-юридическая концепция
В. Четвернин Либертарно-юридическая концепция права
Вадим Новиков
21.02.2008
Статья опубликована на сайте RB.Ru
Постоянный URL статьи http://www.rb.ru/blog/vnovikov/showentry=344927&st=80
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Завадская М., Лидер без оков. Дмитрий Медведев и правовой нигилизм
Демократия.Ру: Елена Рыковцева: «Ему можно, а нам нет?!»
Демократия.Ру: Фирсов А., Закон о полицейском государстве
Демократия.Ру: Подрабинек А., Пример беззакония
Демократия.Ру: Малер А., Между Государственностью и Справедливостью
Демократия.Ру: Латынина Ю., В дерьме
Демократия.Ру: Чеботарев Ю., Вопрос выбора, или демократия по-медведевски
Демократия.Ру: Чеботарев Ю., Демократия по-путнински
|