Забег «серых лошадок»
Фирсов А.
20-го февраля состоялось заседание Клуба «Гражданские дебаты».
Тема заседания: «Серая лошадка избирательной кампании: договорятся ли друг с другом разные сторонники Путина?»
Вопросы, на которые предлагалось ответить выступающим звучали следующим образом:
1. Из кого состоит путинское большинство: электоральный, социокультурный и идейно-политический аспекты.
2. Повестка дня путинского большинства против повестки дня традиционных партий.
3. Формы политической мобилизации для путинского большинства: есть ли они в арсенале традиционных партий и политтехнологов?
4. Инертный сценарий: что может его обеспечить и что может его сломать?
Не всем приглашенным удалось выступить, но несколько интересных точек зрения было высказано.
Открыл заседание Директор института политических исследований, Марков Сергей Александрович.
Он предоставил слово Анатолию Георгиевичу Голову, сопредседателю Союза потребителей России.
Тот сразу сказал, что так называемое «путинское большинство» - это консервативное большинство, главная цель которого – сохранить болотистое спокойствие.
То, что такое состояние неустойчиво – показали питерские выборы, на которых была продемонстрирована полная недееспособность Единой России.
Обозреватель «Литературной Газеты» Александр Сергеевич Ципко в своем выступлении отметил несколько особенностей будущих думских и президентских выборов:
- среди путинского большинства значительную часть составляет российская православная церковь,
- впервые в обществе совпадает этническое и социальное недовольство,
- растущая поляризация между столицей и регионами.
Зам. председателя Госдумы, лидер партии СЛОН, Игрунов Александр Иванович заметил, что угроза этнизации выборов действительно существует, но реально состояться она может только на следующих выборах.
Он также отметил, что путинское большинство в настоящее время довольно пассивно, и для парламентских выборов практически не существует, поскольку в обществе явно выражена чиновничья идентификация Единой России.
Алексей Пушков, руководитель и ведущий программы «Постскриптум» (ТВЦ), сказал, что придуманное Глебом Павловским «путинское большинство» - на практике представляет собой абсолютно виртуальное явление. Путинское большинство – что-то крайне пассивное, ассоциирующее себя с Путиным только потому, что больше не с кем. Оно не имеет своей повестки дня, не знает, чего хочет. Сильной, благополучной и не коррумпированной страны хотят абсолютно все и назвать это повесткой дня нельзя. Программа Единой России надергана из программ других партий и построена на некотором усреднении.
Россия – страна, позитивно относящаяся к своим руководителям. Но в России 83% не интересуются деятельностью партий вообще. Как это совмещается с 85% путинского большинства – не понятно. Конечно, в России есть некоторый национализм. Но то, что в России носит негативное название национализма, в Америке называется патриотизмом и либерализмом.
Единственным дестабилизирующим фактором на будущих выборах может стать появление серьезного кандидата против Путина. Если такое произойдет – то это будет явной попыткой дестабилизации политической элиты. Попыткой безуспешной, поскольку ни Березовский, ни коммунисты, ни левые, ни националисты для серьезного противостояния не созрели.
Главную роль на выборах сыграет не «путинское большинство», а «путинское меньшинство» - старая кремлевская команда, имеющая соответствующий опыт.
Помешать этому может только одно событие – если каким-то образом будет поставлено под сомнение личность Путина, например, случится что-то вроде 11 сентября 2001 года.
Директор Фонда Политических ислледований и консалтинга Федоров Андрей Владимирович подчеркнул, что основная интрига будущих выборов – не выборы Президента, а выборы в в Думу. И главный вопрос – перейдет ли «путинское большинство» из виртуальных цифр в реальное политическое большинство в Годударственной Думе.
«Очевидно, что большой битюг – Единая Россия, - захромал. Что делать? Менять подкову или, может, вкалывать допинг?». Новые игроки появиться не могут – их нет. Значит электорат, если он будет уходить от Единой России, будет уходить к существующим партиям. Скорее всего, к левым.
Программ у существующих партий нет, и с новыми программами никто не пойдет. Будущие битвы на выборах будут не за программы, а за Путина. Партии будут соревноваться в любви к Путину.
Возмутителем спокойствия может стать только сам Путин, если, например, откажется выступить 29 марта на съезде Единой России.
Другим возмущающим фактором может стать отсутствие Путина. Президент летает на вертолете и ездит на горных лыжах. Поэтому, теоретически, возможен Красноярский сценарий, который не следует полностью игнорировать. Мы стучим по столу, но надо понимать, что страна может жить без Путина. Поэтому надо думать в первую очередь о России.
Генеральный директор независимой издательской группы «НИГ»,Третьяков Виталий Товиевич высказал следующую точку зрения.
Какие возможны сюрпризы или нестандартные ходы на будущих выборах? Например, Единство может объединиться с КПРФ. Конечно, КПРФ придется немного «побить», чтобы она «побелела».
Или возможен сценарий, когда Чубайс возглавляет СПС. В случае если он одновременно с этим выдвинет свою кандидатуру на президентские выборы, позиции СПС могут усилиться.
Яблоко никаких сюрпризов не преподнесет. Жириновский будет много говорить, как всегда, но, в конце концов, присоединится к Путину и получит свой электорат.
Путин, если он хочет что-то изменить, должен повести себя оригинально. Иногда у него в голове шевелится мысль – не стать ли возмутителем спокойствия.
Директор Фонда Эффективной Политики, Глеб Олегович Павловский. Я не слышал выступление предыдущих выступающих, но готов присоединиться к блоку Федорова/Третьякова. Что касается «путинского большинства» то я вижу, что оно стало проблемой. Сторонники Путина – не собственность, и управляемы только частично. Но было бы абсолютным чудом, если бы они рассосались.
Основной конфликт будущих выборов - это конфликт между «сценарием создания большинства» и «инерционным сценарием». Большинство должно быть.
Но оно может быть вокруг любой другой партии. Например, вокруг блока Единства и КПРФ, и даже вокруг правых. Но если Единая Россия не становится партией большинства, то она становится «вне игры». И это проблема.
Единая Россия будет вынуждена окунуться в борьбу за сторонников. Партия должна будет вклиниться как в левый, так и в правый электорат и сломать инерционный сценарий, который в первую очередь выгоден КПРФ.
Президент института стратегических оценок, Коновалов Александр Александрович.
«Вопрос – согласится ли Путин на ассоциирование своего имени с Единой Россией? – Не уверен». Путину важно большинство в Государственной Думе. А ситуация с Единой Россией может повторить известный анекдот, когда утопающему по ошибке вместо спасательного круга бросили якорь. Утопающий выплыл вместе с якорем, поскольку дорог подарок.
Как бы Единая Россия не стала для Путина таким якорем.
Только теоретически возможен сценарий, когда Путин готовит себе преемника, уходит, скажем в Думу, а потом пытается переизбраться еще на 8 лет. Но такой сценарий в России практически не реализуем.
Павловский Г.О.: «Путин не может позволить себе потерять партию своих сторонников».
Президент РОМИР, Башкирова Елена Ивановна заметила, что аналитики не совсем корректно используют термин «путинское большинство».
Дело в том, что стандартный вопрос: «За кого бы вы голосовали, если бы выборы состоялись в будущее воскресенье» - в России задается не так, как в других странах.
Задается не за несколько месяцев до выборов, когда уже есть список кандидатов в Президенты и есть альтернативы, а за год до выборов.
При этом, процент сторонников считается не от всех респондентов, а только от тех, кто отвечает, что уже определился, за кого он будет голосовать. Так получается рейтинг в 85%.
Конечно, поддержка есть, но, в основном, это поддержка некого идеалистического образа.
У народа нет идеологических вех, поэтому большинству Путин просто нравится.
Основные характеристики, по которым «нравится» Путин, и которые далеко опережают остальные – это «Осторожный» и «Деловой». В последнее время достаточно хорошо работает такая характеристика, как «Справедливый».
Инертный сценарий – самый вероятный. Скорее всего Единая Россия будет использовать светлый образ Путина для поднятия своего рейтинга, а Путин будет несколько дистанционироваться от Единой России.
Депутат Государственной Думы, Владимир Михайлович Лысенко.
В стране уже началась «зачистка» Единой России и обновление кадрового состава. В нее уже приглашен Дмитрий Рогозин из Народной партии России. При этом Единая Россия договорилась с лидером Народной партии России Геннадием Райковым о том, что на выборах в Государственную думу в 60 одномандатных округах она не будет конкурировать с Народной партией России.
В России есть настоящий лидер, который мог бы собрать национально-патриотические силы – это заместитель патриарха, митрополит Кирилл. Вокруг него могли бы объединиться патриотические силы, вместо Жириновского. Если бы он выдвинул свою кандидатуру на президентские выборы, то он мог бы выступить достаточно активно.
Руководитель проекта Горбачев-фонда, Кувалдин Виктор Борисович.
Путинское большинство – реально существует. И сейчас все региональные лидеры думают только об одном – как «прислониться» к Путину.
Основную интригу оценить сложно, поскольку нет серьезных факторов. Такими факторами может стать изменение экономической ситуации, раскол политической элиты или изменения в политических партиях, например, замена Зюганова на Глазьева.
Путинское большинство – пассивное, клиентелистское.
В этой ситуации очень мало шансов на то, что Путин предложит программу.
Политолог, Иосиф Евгеньевич Дискин.
Особенность будущих выборов, в том, что путинское большинство неоднородно.
С одной стороны, в нем есть и люди индивидуального выбора. Люди, которым не надо ничего кроме одного - чтобы им не мешали. Они активны, знают, что и как будут делать, и им важно, чтобы ничего не менялось. Что-то вроде протестантов, но без протестантской идеологии.
С другой стороны – клиентельные.
Главный призыв путинского большинства: «главное, чтобы хуже не было». Поэтому Единой России нельзя вносить содержательные изменения в политику. Никто не заинтересован в переводе путинского большинства в четко очерченное измерение.
Если Единая Россия сможет уйти от содержательного – все замечательно.
Единая Россия уже очищается. Надо только добавить привлекательные лица. В этом случае инерционный сценарий – идеален.
Директор института региональных проблем, Максим Анатольевич Дианов.
Путинское большинство состоит из различно ориентированных групп. Главная опасность, что часть может разочароваться. Пока есть неопределенность – есть высокий рейтинг.
Это верно и для Путина, и для Зюганова, и для других.
Как только российский политик вносит содержательное в свою политику – он теряет электорат.
При этом путинский электорат – в какой-то мере протестный электорат, протестующий против местных начальников.
На всякий случай необходима партия-дублер.
Инерционный сценарий – самый перспективный. Сломать его может только время. Сейчас уже не 99 год, и хорошо, что мы уже обсуждаем возможность не инерционного сценария.
При этом надо заметить, что все хотят, чтобы инерционный сценарий состоялся.
Что может стать возмутителем спокойствия?
Могут стать партии. Например, объединение Единой России и КПРФ. Что мы уже видели при голосованиях в январе 2000 года.
Директор агентства прикладной и региональной политики, Хомяков Валерий Алексеевич.
Можно сыграть вариант с «серыми лошадками» - новыми левыми. Но, новые левые, могут оторвать электорат не от КПРФ, а от Единой России.
Главная проблема будущих выборов – высокий рейтинг Путина, который сложно реализовать в думские места.
Персонифицированной идеологии у Единой России нет.
В прошлые выборы Путин, премьер-министр, сказал, что он будет голосовать за Единство. Но может ли он поддержать Единую Россию сейчас? И не посыпятся ли жалобы в конституционный суд?
У губернаторов отношение к Путину специфическое. Некоторые из них уже руководили регионами, когда Путин только был заместителем у Собчака. Поэтому губернаторы могут сломать инерционный сценарий и не реализовать спущенный сверху план по количеству голосов Единой России. Как сказал один из губернаторов: «Я всегда смогу объяснить, почему у меня в регионе избиратели не поддержали Единую Россию».
К тому же в России нарастает недовольство чиновничеством. И об этом шел разговор вчера на встрече Путина с олигархами, когда Ходорковский прямо сказал, что надо что-то делать с чиновниками. Поэтому Путину к лету придется начать что-то делать и рубить головы.
Лидер движения «Евразия», Александр Гельевич Дугин.
У Путина нет потенциала для неожиданных ходов.
Прогноз будущих выборов следующий:
- Единая Россия будет путинским большинством. Второй партии, поддерживающей Путина не будет. Путин будет «вырезать» все другие партии, и все партии, претендующие на Путина будут подвергнуты геноциду, будут буквально «заравниваться в асфальт».
- Единая Россия способна быть идеологизированной.
- Будут предприняты попытки оторвать от КПРФ до 6% избирателей.
Возможно создание пиар-ресурсов, вроде партии, аналогичной КПРФ или поддержки крайних левых для раскола партии Зюганова.
Генеральный директор исследовательской группы «ЦИРКОН», Игорь Вениаминович Задорин.
Анализ сторонников Путина по различным параметрам показал, что те, кто одновременно доверяет Путину, положительно оценивает Путина, выбирает Путина – составляют не более 25% электората.
Путинское большинство достаточно аморфно. Мы не нашли факторов, которые консолидируют путинское большинство. Есть только один такой фактор – отношение к власти.
В этой ситуации есть опасность. Если на предыдущих выборах сравнивали Путина и Ельцина, то теперь сравнивают Путина раньше и Путина сейчас. Результат не всегда в пользу Путина нынешнего. В обществе есть две группы элит, поддерживающие рост и поддерживающие стабилизацию. Если интересы роста превалируют, то инерционный сценарий должен быть сломан.
Александр Гаврилович Механик.
Путинское большинство я бы назвал Пироновским большинством.
В Аргентине при Пироне все поддерживали Пирона. Когда Пирон ушел, все партии оказались разными.
Единая Россия не сможет взять на себя все все путинское большинство, поскольку за Путина голосуют и сторонники СПС и КПРФ и яблочники. Поэтому на выборах в Думу Единая Россия может получить до 36%.
Марков С.А.:
«У меня вопрос к социологам.
Русских среди сторонников Путина больше, чем среди сторонников других партий или нет? Чеченцы, живущие в России они за какие партии голосуют?»
Башкирова Е.И:
«Такая тенденция есть. Но выразить ее в конкретных цифрах не удастся. Мы проводим опросы среди 1500 россиян, чеченцев среди них не достаточно для колличественной оценки. Закажите специальное исследование – сделаем».
Заместитель директора института стран СНГ, Владимир Леонидович Жарихин.
Четко определяемое путинское большинство не существует.
80% - это те люди, которым Путин, скорее, не противен.
Вопрос о традиционных партиях поставлен не корректно. Традиционных партий в России не существует. Традиционная партия – это такая, в которую вступают активные люди, имеющие цели, в том числе и рост в партии.
Возмутители спокойствия? Они уже есть – олигархические группы, цель которых сломать инерционный сценарий, который обеспечивает пропутинское большинство в Думе и не дает им возможности торговаться с властью. Цель у них конкретная – лишить Единую Россию большинства в Думе.
Депутат Государственной Думы, Александр Михайлович Федулов.
Я избран в Думу от Единой России по партийным спискам.
Отношение населения в регионах ко всем партиям равнодушное, поскольку они не работали с населением.
Единая Россия увеличивает свои ряды не за счет сторонников, а за счет административного ресурса. У Единой России нет и не будет организационных структур не местах, поскольку объединили не объединимое.
В этой ситуации Путину лучше остаться в стороне от Единой России.
Возмутителем спокойствия будет КПРФ. Они занимаются активной пропагандой работают на местах. Поэтому рейтинг КПРФ будет расти даже при крене в национал-фашизм.
Федор Вадимович Ведяев.
До сих пор не появилась группа, которая взяла бы на себя ответственность за страну. ЮКОС сказал Явлинскому, что Яблоко не получит денег, если правые не будут объединяться, однако это не сработало.
Президент фонда "Институт развития", Виктор Юрьевич Милитарев.
Главный вопрос будущих выборов – переход от путинского большинства в себе в путинское большинство для себя.
Сторонники Путина – это те, кто голосует за партию власти, плюс умеренные патриоты, плюс неопределенные партии (женщины России и т.д.), плюс электорат Отечества.
В России существует массовый миф: Путин сделал мало, но ему мешают люди Ельцина.
Путинское большинство ждет двух вещей:
- определенная делегитимизация сторонников Ельцина,
- некоторая делегитимизация капиталов олигархов.
Возмутителями спокойствия могут стать только новые назначенцы в Единую Россию или олигархический антипрезидентский блок.
Марков С.А.:
Делегитимизация капиталов олигархов в настоящее время не возможна, поскольку уменьшает и без того малую капитализацию России.
Александр Фирсов
20.02.2003
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Страна.Ру: Бобровская О., Райков «продал» Рогозина «Единой России» за 60 одномандатников?
Русский Журнал: О чем молчит "путинское большинство"?
Кремль.Орг: Алексей Пушков, Главную роль на выборах 2004 года сыграет не путинское большинство, потому что оно почти гарантированное, а путинское меньшинство, то есть та совокупность лиц, кланов, групп влияния, которые связывают с Путиным свои интересы
Кремль.Орг: Елена Башкирова, Перед тем, как использовать слова «большинство» и «поддержка», необходимо провести сложные и аргументированные исследования
|