Почем нынче место в свите депутата
Корниенко А.
В Государственной думе 450 депутатов, в Совете Федерации — 180 сенаторов. Каждый из них имеет право взять себе в помощники максимум 40 человек: пять помощников на постоянной основе для работы непосредственно в парламенте, троих в регионе. Остальные 35 числятся помощниками на общественных началах. К примеру, в Госдуме принято так, что 10 человек из числа общественников использует сам депутат, а всех оставшихся забирает фракция. Таким образом, всего у парламентария в распоряжении оказываются 15 помощников.
Как говорят эксперты, практика трудоустройства за деньги «случайных людей» действительно имеет место. Должности помощников и советников депутатов активно продаются такими же посредниками, как и Михаил Беридзе. Единственное, что их удивляет — так это стоимость услуги, которую якобы называл задержанный. По их данным, расценки ниже как минимум в десять раз.
Вскрывшиеся факты вызвали возмущение главы Совета Федерации Сергея Миронова, который призвал коллег проверить всех своих помощников. Как рассказал Миронов, Беридзе был помощником на общественных началах сенатора от Костромской области Александра Тер-Аванесова. По его словам, никаких мер к сенатору в связи со сложившейся ситуацией применено не будет, поскольку «сама история стала для него хорошим уроком». Спикер Совфеда обратился к депутатам обеих палат, попросив их в будущем быть внимательнее к выбору людей, даже если они назначаются помощниками на общественных началах.
То, во что с легкостью поверил Сергей Миронов, вызывает массу сомнений у действующих сотрудников аппарата депутатов. Как нам рассказал бывший помощник одного из парламентариев, проработавший в Госдуме много лет, продажа таких должностей лишена всякого смысла. «Официально у депутата за деньги работают пять помощников: два в Госдуме, три по регионам. Остальные — на общественных началах. Ни те, ни другие реально не обладают никакой властью. Единственное, что они могут — это заходить в учреждения государственной власти. Да и то, только помощники по работе в Думе. Скажем, помощника на общественных началах в министерство не пустят», — говорит наш источник, пожелавший остаться неназванным.
По его словам, в Госдуме второго и третьего созывов торговля «корочками» действительно велась. Стоили они примерно по 3—5 тыс. долларов. Но сейчас этого больше нет. Просто потому, что статус помощника его обладателю ничего не дает. «Человек, которого задержали, «разводил» людей, что называется, с улицы, не имеющих никакого представления, как построена работа в парламенте».
Алексей Корниенко, депутат Государственной думы, фракция КПРФ
Последнее время нередко в средствах массовой информации всплывают сведения о том, как на каких-то коррупционных делах и махинациях ловят помощников, работающих либо в Государственной думе, либо в Совете Федераций. Вообще, я думаю, что история с помощником сенатора не последний такой случай. Но ответственность за это должен нести и сам парламентарий.
Действительно, давно пора внести поправки в закон «О статусе члена Совета Федерации и Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации», в раздел о статусе помощника депутата и сенатора. И прописать там, что помощники, работающие в обеих палатах, не должны быть судимыми или когда-то привлекавшимися в качестве обвиненных по судебным делам, утвердить более жесткие требования к ним.
Бывает, что к депутатам подходит человек, рекомендуется, говорит, что я, мол, такими-то и такими вопросами занимаюсь — например, проблемами жилищного комплекса или строительного — и не могли бы вы меня взять помощником. И ко мне подходили. Но я выбираю только людей знающих, профессионалов. И, конечно, никогда не набираю людей с улицы.
Но нужно разделять, какие бывают помощники: есть помощники, непосредственно работающие в Государственной думе и Совете Федерации. Это штатные, оплачиваемые помощники. А есть помощники на общественных началах. Когда помощник работает в Думе, за него несет ответственность непосредственно сам депутат. Потому что депутат имеет дело с огромной массой документов, с депутатскими бланками, другими важными документами, работать с которыми должен человек порядочный, которому парламентарий может доверять.
В Думе прошлого созыва у одного из депутатов от фракции ЛДПР помощник был уличен в вымогательстве у одной из крупных финансовых компаний, на которую он «наезжал». При передаче денег он был задержан. И за это, я думаю, ответственность несет и сам депутат.
Другая ситуация с помощниками, работающими на общественных началах. По закону их у нас должно быть не менее 30. За мной, например, закреплены два региона, в которых я работаю. Естественно, мне нужны там люди. И помощников там мне рекомендуют секретари партийных организаций, которые фактически и несут ответственность за предложенные мне кандидатуры.
Во фракции КПРФ не было и не будет случаев, подобных произошедшему в Совете Федерации. Потому что мы всех помощников знаем — нам их рекомендовали либо партийные организации на местах, либо Центральный комитет партии. То есть это люди, которые работают с депутатами не один год, а порой несколько созывов. У нас идет очень жесткий кадровый отбор.
Удостоверение на помощника имеет право получить только сам депутат. Невозможно стать помощником, даже на общественных началах, без ведома депутата. Существует процедура: депутат оформляет представление, ставит свою подпись, прикладывает документы и фотографии, отправляет все это руководителю аппарата Думы или Совета Федерации и сам же получает удостоверение на помощника, и сам же вручает это удостоверение. Поэтому, конечно, не может быть, чтобы парламентарий не знал, кто к нему оформлен.
Никто не дает тебе гарантий порядочности, если ты берешь на работу незнакомых людей, со стороны. А такое бывает в Думе. Поэтому полагаю, что нужно ввести практику, чтобы помощника, работающего в штате и верхней, и нижней палаты, проверяли бы так же, как и кандидатов в депутаты, идущих в представительные органы власти.
Вообще функции помощника в настоящее время крайне ограниченны и мало что значат, льгот у них тоже нет. Раньше помощники могли ездить бесплатно в общественном транспорте, потом их этой привилегии лишили. Хотя в законе «О статусе депутата» и прописано, что помощник имеет право беспрепятственного входа в представительные органы власти, в прокуратуру, на деле он попадает туда только вместе с депутатом или сенатором. Поэтому мне кажется странным, что кто-то якобы готов платить деньги за удостоверение помощника.
Мне совершенно не интересно, сколько может стоить удостоверение помощника или депутатский запрос. Называемые в ряде средств массовой информации суммы за подобные услуги мне кажутся фантазией или журналистов, или даже, может быть, каких-то моих коллег. Я как-то слушал интервью одного из депутатов, в котором назывались какие-то безумные цифры. Видно, кто-то с этим сталкивался не понаслышке.
Думаю, ситуации с периодическим обвинением кого-то из помощников в махинациях будут повторяться, если не будут тщательно разбираться во всем уже произошедшем. Не только с аппаратами Государственной думы и Совета Федерации, но и с самим депутатом и руководством политической партии, от которой он избран, или с регионом, которым он был рекомендован в Совет Федерации.
Алексей Корниенко, депутат Государственной думы
02.12.2010
Статья опубликована на сайте Особая Буква
Постоянный URL статьи http://www.specletter.com/corruption/2010-12-02/pochem-nynche-mesto-v-svite-deputata.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Викторова Л., 5 - 7 млн. евро - и ты губернатор
Демократия.Ру: Жовер В., Откровения о системе Путина
Демократия.Ру: Токарева Е., Если ты, скажем, профессор, или из другого низшего сословия…
Демократия.Ру: Фирсов А., Медведев-Путин-Лужков: посадить нельзя помиловать!
Демократия.Ру: Бовт Г., Все не по конкурсу
Демократия.Ру: Подрабинек А., Блат в законе
Демократия.Ру: Сергей Доренко: Владимир Владимирович, покажите свои руки! Почему они до сих пор не отрублены?
Демократия.Ру: Поляков Ю., Россия в откате
Новая Газета: Коррупция в России — более 30 млрд долларов в год. Картинки с выставки российской коррупции Президенту не понравились
Новая Газета: Латынина Ю., Ходоки у Путина
|