Демократия.Ру




В реках и плохих правительствах наверху плавает самое легковесное. Бенджамин Франклин (1707-1790), американский политический деятель


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:38

Обновлено: 10.12.2010  Версия для печати

Александр Кынев: «Власть борется с миражом»

Республика готовится к выборам. Это чувствуется по активизации депутатов разных уровней, которые три с лишним года вели себя на редкость тихо, а в последние месяцы стали живо интересоваться жизнью избирателей. Об особенностях предвыборной кампании в Коми и в России в целом мы беседуем с политологом, экспертом Международного института гуманитарно-политических исследований Александром Кыневым.

- Александр Владимирович, чем является Коми для Москвы?

- Вопрос слишком философский. А вообще, Коми – один из 12 регионов, где в марте будущего года пройдут местные выборы. И это, очевидно, будет репетиция выборов в Госдуму.

С одной стороны, весенние выборы 2011 года – тест ситуации в партии власти и её электоральных перспектив, с другой – тестирование новых технологий, которые потом могут использоваться на осенних выборах. Кроме того, это возможность для кандидатов, спонсоров, политического актива партий показать свою успешность накануне федеральных выборов.

- То есть можно стартовать с прицелом на осенние выборы?

- Важно, чтобы не было фальстарта. В 2007 году, к примеру, фальстарт совершил СПС. Он принял слишком активное участие в весенних выборах и благодаря этому превратился в главный объект негативной агитации при подготовке к выборам в Думу.

Сейчас, возможно, кто-то повторит ситуацию 2007 года, если несколько перегнёт палку и превратится в мишень. Здесь важно показать свою успешность и не перегореть раньше времени.

- Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Коми?

- В целом ситуация в регионе показывает некоторое снижение градуса политической жизни. С одной стороны, это обусловлено объективными причинами – смертью Юрия Алексеевича Спиридонова. Кто-то просто уходит из активной политики. С другой стороны, меняется партийный ландшафт. Был когда-то СПС, сейчас «Правое дело» его не замещает. Фигур становится меньше, публичных дискуссий становится меньше.

- Можно ли сегодня говорить об исходе выборов?

- Нет, мы часто видим во многих регионах достаточно неожиданные результаты, когда нет агитации, нет публичных мероприятий, но люди приходят и голосуют не так, как предполагалось. Вот пример: у «Справедливой России» всегда были очень плохие результаты за Уралом. Но на выборах весной этого года там, где у этой партии было пять-семь процентов, стало 15-20. Хотя на самом деле кампания проходила слабо.

- Почему это случилось?

- Политическое поле сузилось до такой степени, что в условиях роста недовольства и, самое главное, в условиях роста социального пессимизма, когда отсутствуют социальные ожидания, люди голосуют за кого угодно даже в условиях отсутствия видимой политической борьбы. Это главный страх, который существует во многих регионах.

- К нам это тоже применимо?

- Да, конечно, это чувствуется и в Коми.

Здесь лично к новому Главе региона нет и быть не может никаких претензий, поскольку Гайзер – новая фигура, и пока ни в плюс, ни в минус движения нет. Но есть высокая тревожность многих людей, которые отмечают ухудшение своего социального самочувствия, у них нет никаких позитивных ожиданий. Есть мираж недовольства.

И власть борется именно с миражом. А это рождает метания, которые носят импульсивный и иррациональный характер.

Главный нынешний парадокс – при внешнем отсутствии угроз чувство неуверенности власти всё равно существует. Потому что никто не знает, как себя поведёт избиратель, у которого в кармане кукиш. И что делать с этим кукишем.

- Эта проблема как-то решается?

- В ход идут какие-то разовые подачки, какое-то локальное улучшение ситуации в городах и районах. Помогут ли договорённости с конкретными людьми или не помогут? Это вопросы, на которые нет ответа. В каких-то регионах это удаётся сделать, в других – нет. Поэтому исход ближайших выборов не предрешён.

- А что ожидает наши власти на выборах?

- В целом в Коми ситуация для власти и «Единой России» достаточно благоприятная. То есть лучше, чем она была года полтора назад. Это связано с тем, что сменился Глава республики. Если с прежним губернатором уж точно никаких новых ожиданий быть не могло, то с новым такие позитивные ожидания есть. Хотя бы только потому, что нет негативных ассоциаций.

Это единственный плюс, который сегодня есть у власти. Но совершенно очевидно, что на этом строить кампанию невозможно. И общая ставка последних кампаний – на инерцию. Любая попытка обсуждения перспектив, образа будущего работает сегодня против власти. Потому что она обнажает проблемы.

Я думаю, что упор будет делаться на псевдосоциальную рекламу, будут попытки повысить социальный оптимизм. Власть будет уходить от обсуждения острых проблем.

Может быть, станут использовать региональный патриотизм. В Костроме, например, появился такой лозунг: «Кострома – душа России».

В других регионах пытаются из смены руководителя региона выжать концепт «новый губернатор – новая жизнь». То есть создать у избирателя представление о том, что поменялся человек и теперь точно появятся новые горизонты. Но это можно делать, когда власть поменялась два-три месяца назад, а не год.

Задача власти – провести выборы максимально спокойно. Если она с этого пути собьётся, то всё будет играть против неё. Даже попыткой проводить негативную агитацию власть обозначит своих оппонентов. Она создаст центры, вокруг которых будут кристаллизоваться ожидания избирателей.

- Что в этих условиях может сделать оппозиция?

- Исход выборов зависит, таким образом, не столько от стратегии оппозиции, сколько от стратегии самой власти.

А оппозиция может лишь перехватить протестные голоса. Одни и те же люди способны сегодня проголосовать и за КПРФ, и за ЛДПР, и за «Справедливую Россию». Всё зависит от того, какие шаги партия предпримет в последний день. Лишь небольшая часть людей голосует идеологически обоснованно.

Голосуют за того, кто в данный момент кажется наиболее приемлемым.

- Какую роль в выборе избирателя играет личность Главы региона?

- Что касается Гайзера, то он пока не совершил никаких ошибок, человек просто работает на своём посту. И каких-то ярких событий, которые как-то выделили бы республику на российском фоне, нет. Что само по себе выглядит достижением. Потому что в течение последних лет почти каждый год происходили какие-то вещи, которые выглядели довольно скандально: это и пожары, и криминальные инциденты.

В данном случае отсутствие плохих новостей – хорошая новость.

- Есть ли какая-то специфика у Коми?

- Какой-то яркой специфики нет. Если не считать вопросы размещения электората. Сыктывкарцы не доминируют в республике, как, скажем, в других регионах доминирует региональный центр. Электорат более «размазан» и более сегментирован. Возьмите Мурманск. Его население доминирует в области. А есть и Ухта, и Воркута. Там своя специфика. Партии вторичны, а отношения первичны. И многое зависит от того, как партийная борьба наложится на личные отношения.

У нас так проходят все выборы: есть популярные люди, есть какие-то группировки, связанные с бизнесом, или иногда этнические. Именно это является главным фактором: думаю, что, если бы не было Юрия Спиридонова в списке «Справедливой России» в 2007 году, результат был бы иным.

Кроме того, непонятна и сложна ситуация в Сыктывкаре. Она может стать для кого-то дестабилизирующей. Здесь много зависит от мотивации. Если власть знает, что она проводит выборы и остаётся работать, то это одно, а если её судьба непонятна, то и мотивации проводить выборы нет.


--------------------------------------------------------------------------------

Наша справка

Александр Кынев родился 31 января 1975 года в посёлке Тракт Княжпогостского района Коми АССР. Мать из семьи архангельских поморов, отец – коми.
В 1992 году окончил среднюю школу №18 в Ухте.

В 1992-1997 обучался на отделении политологии философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, которое в 1997 окончил с отличием (специальность «Политолог. Преподаватель политических наук»). В 2002-м в МГУ защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата политических наук по теме «Институт президента в странах Центральной и Восточной Европы. Сравнительный анализ».

Активно работал в качестве политического консультанта и политического технолога. В настоящее время – эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований.


Интервью брал Дмитрий Сахаров
10.12.2010

Интервью опубликовано в Независимой Газете Республики Коми "Красное Знамя"
Постоянный URL статьи http://www.komikz.ru/news/interview/?id=1289


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Кынев А., Дорога в никуда. Власть готова воспроизводить себя любой ценой и любыми способами

 Демократия.Ру: Кынев А., Безмэрная власть

 Демократия.Ру: Кынев А., Выборы эпохи нанодемократии

 Демократия.Ру: Кынев А., Голосование в знак протеста

 Демократия.Ру: Кынев А., Московские поддавки

 Демократия.Ру: Кынев А., Диспропорции российской пропорциональности

 Демократия.Ру: Кынев А., Итоги думских выборов и уроки избирательной кампании

 Демократия.Ру: Кынев А., Миф о "черном пиаре" или о свободе врать

 Демократия.Ру: Открытое письмо председателю ЦИК РФ А.А. Вешнякову




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта