Наша Раша, или Признаки цивилизации
Губин Д.
Мы с приятелем недавно делились впечатлениями о Белоруссии и, рассмеявшись, сошлись на общем ощущении: Белоруссия— это Европа. А не Азия, каковой полным-полно в Москве, несмотря на кичливые стеклянные новостройки,— и каковой навалом даже в Петербурге, несмотря на его строгий, стройный вид.
То есть, с одной стороны, сегодняшний Минск— совковый город, где нет рекламы, где возле кинотеатров висит написанный плакатным пером «репертуар на месяц», где до сих пор на вывесках «Ателье» и «Гастрономы»,— а с другой стороны, он все же часть Европы. Есть такое ощущение. Да, захваченный и униженный колхозником Лукашенко, но все же западный город.
Тот же пьянящий дух Европы бил нам в голову в СССР, когда мы выбирались в Ригу, Каунас или Таллин, да и в тот же Минск, и во Львов, не говоря уж про совсем западный Ужгород.
И мы с приятелем стали думать, в каком дупле гнездится этот дух, и, перебрав разные варианты, в итоге оставили те, по которым практически безошибочно можно отделить Европу от Азии, Запад от Востока.
Признак первый: грязь. В Европе неизменно чисто; в Азии неизменно грязно. Ей-ей, это главный индикатор того, какой тип культуры вас окружает. Белоруссия потому и кажется Европой, что вылизана до пылинки, как Голландия или Франция. А вот Москва— это Бангкок, где чисто только на центральных улицах, а шаг в сторону— и ужас!
И Петербург— это тоже Азия, несмотря на европейский абрис: сейчас, когда я пишу этот текст, город завален сугробами, по тротуарам не пройти, а по дорогам, в чафкающей каше, движутся вперемешку машины и люди. Бомбей. И то, что в этом Санкт-Бомбее с воплями мигалок расчищают путь местной султанше— сходство лишь усиливает.
Нет-нет, что ни говорите, а грязь— первый признак азиатчины. И это знает каждый, кто пересекал на машине границу что с Белоруссией, что с Финляндией. В какой части света находишься – ошибиться невозможно.
Признак второй: туалеты. Не думаю, что даже самая большая нужда заставит хоть одного российского набоба (и, тем более, набабу) посетить хоть один наш вокзальный туалет. Мамочки миа! На самом депрессивном итальянском полустанке такой туалет будет чист. А вот на Московском или Ленинградском вокзалах вас будет ждать вонь и дырка в полу, деликатно именуемая «турецким унитазом» (очень точно, ага).
А загляните в любой туалет любой российской хоть средней, хоть высшей школы! Вонь, текущие бачки, отсутствие стульчаков и туалетной бумаги в кабинках. И так всюду— от Волгоградского педагогического университета до Московского государственного на Моховой. И так на любом погранпереходе. В туалете безошибочно определяешь координаты: то ли ты в Европе, в Финляндии, в Валимаа. То ли в Азии, в Ленинградской области, в Торфяновке. Определяешь по виду, так сказать, и запаху.
Туалет как идентификатор работает всегда: даже когда вообще не работает.
Признак третий: таксисты. Я когда-то потрясен был видом на аэропорт Барселоны. Самолет садился медленно и торжественно. А под крылом лежал гигантский паркинг для черно-желтых такси, откуда тек черно-желтый ручей к терминалу прибытия.
Европа— это когда ты прыгаешь на заднее сиденье такси и называешь адрес, а по приезде счетчик показывает стоимость поездки. Азия— это когда у вокзала дяди с усами выкрикивают лишенную смысла фразу «Такси-не-надо-недорого!» Азия— это неизменно договорная цена проезда, и это правило действует что в Москве, что в Стамбуле. А еще Азия— это «левак», выполняющий функцию такси (так, кстати, ведут себя водители-пакистанцы в Лондоне). Это не значит, что «азиатское» такси дешевле. И питерское, и московское стоит столько же или дороже римского и парижского, и сильно дороже нью-йоркского, где оно составляет альтернативу метро.
Итак, такси: если счетчик и маршрут по требованию— ты в Европе. Если крутят цены и устраивают базар— ты в Азии.
Признак четвертый: закрытость от чужих. У меня квартира в центре Петербурга, дом богатый: есть подземный гараж. Но когда я здороваюсь в подъезде с незнакомцами, на меня смотрят странно и отводят глаза. В лучшем случае выдавливают «здрсссь».
В Париже я тоже живу в центре, зато все люди в подъезде расплываются в улыбке: «Бонжур, месье! Са ва? О, вы из аэропорта, как долетели?» Две принципиально разных модели поведения не означают, однако, что парижане воспитаны и доброжелательны, а питерцы— жлобы и хамы. Модели означают, что одно и то же послание («я чужой, но я тебе не опасен!») в Европе и в Азии выражается по-разному. В Европе: «Я не опасен, добро пожаловать на мою территорию!» В Азии: «Я не опасен, я не посягаю на твою территорию!»
Если незнакомцы по отношению к вам неприветливы— значит, вы в Азии, и значит, аборигены дают понять, что не будут вмешиваться в вашу личную жизнь.
Признак пятый… Каюсь, мы с приятелем пятый признак выделить не смогли. Рассчитываем на вашу помощь. Мы ни злить никого не хотим, ни льстить никому не хотим, просто если у тебя перед глазами есть сводная идентификационная таблица— ты никогда не заблудишься.
И в той же Азии легко поймешь, почему, например, Гонконг в Китае— европейский город. И легко поймешь, почему Москва в Европе— азиатский.
Дмитрий Губин
22.12.2010
Статья опубликована на сайте GZT.Ru
Постоянный URL статьи http://www.gzt.ru/opinion/column/dmitrii-gubin/-nasha-rasha-ili-priznaki-tsivilizatsii-/340744.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Иржикявичюс Р., Россия никогда не была и никогда не станет западной страной
Демократия.Ру: Каспаров Г., Империя нефти и газа
Демократия.Ру: Поляков Ю., Россия в откате
Демократия.Ру: Белковский С., Пацаны, или логика Владимира Путина
Демократия.Ру: Рогов К., Правила нарушения правил
Демократия.Ру: Коротич В., Верхний слой
Демократия.Ру: Прибыловский В., Суверенная олигархия терсермундистского типа
|