Тупик
Гольц А.
Председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин и группа депутатов «Единой России» внесли в то, что иногда называют парламентом, законопроект, предполагающий удлинение срока весеннего призыва в армию до 31 августа (сейчас до 15 июля). В сопроводительной записке утверждается: предлагаемая мера поможет, мол, перестроить подготовку солдат срочной службы таким образом, чтобы сократить срок пребывания в учебных центрах до трех месяцев.
Однако всем понятно, какова настоящая цель нового закона. Если эти предложения будут одобрены, военкоматы получат возможность препровождать в армию выпускников вузов сразу же после получения дипломов, лишая их шансов поступить в аспирантуру или устроиться на работу. Некоторые пессимисты полагают, что продление срока призыва позволит хватать и выпускников школ, не давая им поступить в вуз. Ну да, конечно, это очевидное нарушение закона. Но, как утверждают правозащитные организации, в ходе минувшего осеннего призыва были нарушены десятки законов. В армию гребли всех, кто не успел спрятаться: студентов, гастарбайтеров из Киргизии, выходцев с Кавказа, которые даже не имели московской регистрации. Так что нарушение закона никого не смущает. Главное, чтобы законодатели увеличили время сезона заповедной охоты на рекрутов.
Предложение об увеличении срока призыва впервые прозвучало в мае прошлого года, когда начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Василий Смирнов выступал в Совете Федерации. Надо сказать, что тогда отставной генерал не пытался напустить тумана и ни о каком изменении графика учебы солдат-срочников речи не вел. Смирнов тогда впервые признал очевидное: из-за демографических проблем не удается набирать необходимые 750 тысяч рекрутов ежегодно. В качестве выхода Смирнов предложил целый набор драконовских мер. Например, увеличить предельный призывной возраст с нынешних 27 до 30 лет. 70 процентов вузов должны лишиться права предоставления отсрочки от призыва (что позволит «забрить лбы» студентам 1 и 2 курсов большинства институтов страны). Наконец, предложено отказаться от неудобной для Минобороны практики, когда каждому потенциальному рекруту надо лично расписаться на врученной ему повестке. Предлагается посылать им смс-уведомления, а в случае неявки в военкомат подвергать их уголовному преследованию.
Тогда же начальник Генштаба поспешил дезавуировать Смирнова. Но вот теперь его предложения обретают форму законопроектов. По сути дела, все происходящее — очевидное свидетельство начинающегося коллапса нынешней системы комплектования Вооруженных сил. Причины отлично известны — с каждым годом количество 18-летних мальчишек уменьшается. Вот уже два года их меньше заветных 750 тысяч. Специалисты прекрасно знают: в ближайшие годы дефицит призывников будет составлять 250-300 тысяч человек ежегодно, а начиная с 2015 — еще больше. Сказки Василия Смирнова о том, что проблему можно решить, отловив миллион тех, кто избежал призыва в предыдущие годы, не имеют ровно никакого отношения к действительности. Если бы российские начальники обладали математическими знаниями в размере требований 5-го класса средней школы, они бы знали, что подобные расчеты бессмысленны. Даже если случится чудо, и Василию Смирнову при поддержке милиции удастся изловить миллион 25-26-летних людей (которые по 7-8 лет благополучно избегали призыва), это может отсрочить полный крах призывной системы лишь на два-три года. Продержаться пару лет при кормушке для г-на Смирнова — это, конечно, важно. Для страны — не слишком.
Стране важно то, что из-за бездумной ставки исключительно на принуждение при формировании Вооруженных сил страна может лишиться армии как таковой. Армейских рядов вся эта бредятина не пополнит. Разве что кошельки подчиненных Смирнову работников военкоматов. Очевидно, что ни при каких обстоятельствах не удастся сформировать Вооруженные силы численностью в один миллион (а кроме них военная служба предусмотрена еще в дюжине так называемых силовых ведомств – МВД, ФСБ, МЧС и т.д.). Изначально недостижимая цель способна извратить смысл осуществляемой сейчас военной реформы. Ведь применение войск будет планироваться исходя из численности, которую достичь невозможно.
Более того, именно сейчас в ходе призыва выясняется – армии не нужны даже те солдаты срочной службы, которых удалось забрить. Ведь в результате перехода на так называемый новый облик Вооруженных сил численность частей и соединений Сухопутных войск уменьшилась в 11 раз. Более тысячи частей неполного состава были просто закрыты. Но именно они принимали большую часть призывников. Те же соединения, которые сохранены, не имеют достаточного количества казарм, чтобы разместить увеличившееся количество срочников. Правозащитники утверждают, что солдат селят зимой в палатках.
На наших глазах сталкиваются два подхода – попытка вопреки всему сохранить фантом миллионной численности и попытка построить армию на рациональных основах. Приходится констатировать, что пока что пересиливают те, кто сознательно ведет систему формирования Вооруженных сил в тупик.
Александр Гольц
17.01.2011
Статья опубликована в Ежедневном Журнале
Постоянный URL статьи http://www.ej.ru/?a=note&id=10745
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Гольц А., Как отставной генерал министра подкузьмил
Демократия.Ру: Полякова Э., Особенности весеннего призыва 2008 года
Демократия.Ру: Генштаб РФ признал очевидное: среди российских солдат в Южной Осетии были и срочники
Демократия.Ру: Нерсесов Ю., Призывников заставят изучать творчество сумасшедших!
Демократия.Ру: Работнова В., За что я люблю военных
Демократия.Ру: Гольц А., Взятка государству
Демократия.Ру: Ник Пейтон Уолш, Молодых патриотов забивают до смерти
|