Демократия.Ру




Свобода тоже развращает, а абсолютная свобода развращает абсолютно. Гертруда Химмельфарб


СОДЕРЖАНИЕ:

» Новости
» Библиотека
» Медиа
» X-files
» Хочу все знать
» Проекты
» Горячая линия
» Публикации
» Ссылки
» О нас
» English

ССЫЛКИ:

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс цитирования


21.11.2024, четверг. Московское время 09:55

Обновлено: 12.03.2003  Версия для печати

Меморандум участников круглого стола «Непрерывная избирательная кампания: проблема взаимодействия СМИ и власти». Нижний Новгород, 28 февраля 2003 года

28 февраля 2003 г. в конференц-зале гостиницы «Октябрьская» состоялся круглый стол «Непрерывная избирательная кампания: проблема взаимодействия СМИ и власти». Он был организован Медиа программой Института развития избирательных систем (ИРИС, Москва) при участии Нижегородского центра социально-экономической экспертизы (НИЦ СЭНЭКС, Н. Новгород).

За последние два года активных предвыборных баталий этот круглый стол стал единственной площадкой, на которой для дискуссии и обмена мнениями встретились журналисты из ведущих СМИ региона, члены областной избирательной комиссии, представители различных ветвей региональной власти, а также эксперты и аналитики из Москвы и Нижнего Новгорода. В обсуждении приняли участие 49 специалистов.

Прецедентность и значимость этого события для региона побудила организаторов круглого стола выступить с настоящим Меморандумом, в котором довести свою оценку состояния Нижегородской региональной медиа-среды до всех участников информационного процесса и предложить свое видение альтернатив дальнейшего развития ситуации.

1. Дискуссия показала, что информационная среда региона переживает латентный кризис, наиболее ярко проявляющийся в активные периоды избирательных кампаний. Суть кризиса, который можно назвать кризисом развития региона, в расколотости и поляризации журналистского сообщества, в котором процветает взаимное недоверие.

Эта проблема должна стать предметом широкого обсуждения, поскольку с экранов телевизоров и со страниц газет, незаметно для всех, эти кризисные явления беспрепятственно распространяется среди зрительской и читательской аудитории, стимулируя социальное недоверие, болезненные расколы в обществе и порождая безучастное отношение к важным событиям текущей жизни. Необходимо отметить также, что одним из результатов кризиса стала банализация, бессодержательность массовых информационных потоков в целом и, особенно, материалов на выборную тематику.

С другой стороны, кризис регионального журналистского сообщества стал следствием расколотости и разобщенности региональной административно-политической элиты, которая в ситуации политической конкуренции допускает ведение «боев без правил». Анализ проведения избирательных кампаний 2001-2002 г. показывает, что в эти сражения втянулась не только оппозиционная по отношению к региональной власти часть нижегородской политической и бизнес элиты, но и те ее представители, что достаточно близки к власти, и даже сама власть.

2. Враждебность и разобщенность, распространившаяся в региональной журналистской среде, — признаки больной конкуренции, ущербного регионального медиа-рынка. Она исключает нормальные экономические инструменты борьбы за аудиторию.

В политическом плане такая ситуация способствует утверждению «военной модели» проведения избирательных кампаний и затем созданию такого типа управления обществом, который можно охарактеризовать как «демократия разрушения», то есть такой формы работы демократических институтов, при которой «политическая победа» одной стороны обязательно предполагает «политическую смерть» другой. Орудием борьбы в этом случае выступают СМИ, работающие как инструмент пиаровских технологий.

Существование такой модели демократии в Нижегородской области невозможно считать приемлемым. Кроме того, «бои без правил» являются причиной распространения «грязных» предвыборных технологий, проникновения их в журналистскую среду. Объемы их применения на нижегородских выборах растут, а содержательная полемика претендентов год от года звучит все тише и тише. В этих условиях рациональный выбор для избирателя становится невозможным, голосование против всех растет. В итоге власть не может быть улучшена посредством выборов: налицо кризис самого института выборов, что стало особенно очевидным в 2001-2002 годах.

3. Дальнейший рост объемов «черного пиара», продолжение вражды элит, кандидатов, предвыборных штабов, информационная война, в которую вовлечены СМИ, — все это провоцирует силовое вмешательство государства в механизмы выборов, навязывает ему функцию «жандарма» и, как результат, отчуждает избирателей от ценностей демократического общества.

4. Альтернатива создавшемуся положению такова:

либо а) элиты региона, в том числе медиа-элита, проведут переговоры, примут общие правила конкуренции в бизнесе и политике, откажутся от агрессивных методов разрешения кризисных ситуаций и начнут постепенное движение в сторону демократической модели, существующей в развитых странах мира;

или б) будут продолжены «бои на выживание» в рамках «военной модели» проведения выборов, сохранится состояние псевдоконкуренции в бизнесе, в том числе медийном, и в политике, произойдет укрепление «демократии разрушения» и, как следствие, государству будет навязана функция «жандарма», расширится силовое присутствие государства на избирательной площадке.

В свете вышесказанного организаторы круглого стола «Непрерывная избирательная кампания: проблема взаимодействия СМИ и власти» призывают журналистское сообщество и административно-политическую элиту региона провести переговоры и подписать общественный договор, в рамках которого начать движение в сторону диалога, основанного на доверии и способствующего выработке общих правил конкурентного поведения в сфере политики.

Мы уверены в том, что продолжение практики анализа насущных проблем региона в рамках диалога журналистов, экспертов и представителей власти:

  • будет способствовать укреплению взаимопонимания между всеми участниками политического процесса,

  • переведет агрессивное противостояние отдельных политических групп в конструктивное обсуждение возникших разногласий,

  • вернет СМИ к реализации важнейшей задачи — информированию избирателей

  • и, в конечном итоге, — приведет к укреплению конституционных основ избирательного процесса, в котором представители гражданского общества будут играть важную роль.

Со своей стороны, Медиа программа ИРИС и НИЦ СЭНЭКС готовы способствовать развитию институтов «доверяющей демократии» в Нижегородском медиа и политическом сообществе.


ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

 Демократия.Ру: Владимир Римский: Выборы прошли – проблемы остались




ОПРОС
Какая должна быть зарплата у госчиновника, чтобы он не брал взятки в 1 млн долларов?

2 млн долларов
1 млн долларов
100.000 долларов
10.000 долларов
1.000 долларов
100 долларов


• Результаты



 20.10.2024

 10.10.2024

 17.09.2024

 02.05.2024

 01.05.2024

 10.04.2024

 12.02.2024

 18.06.2023

 20.01.2023

 11.06.2022

 23.01.2022

 17.01.2022

 30.12.2021

 22.12.2021

 02.12.2021

 10.11.2021

 06.11.2021

 02.11.2021

 23.10.2021

 15.09.2021


ПУБЛИКАЦИИ ИРИС
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Автор: В.И.Васильев, А.Е.Постников - ИРИС
Форма выпуска: Книга



Первое издание ИРИС - книга В. И. Васильева и А. Е. Постникова «Путеводитель по избирательной кампании: пособие для кандидатов в депутаты, избирательных объединений и избирательных блоков». Это популярный комментарий законодательства о выборах депутатов Государственной Думы. В книгу включены рисунки популярного карикатуриста А. Бильжо. Издание предназначено для кандидатов в депутаты, организаторов избирательных кампаний, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников выборов.

Подробнее >>>



© Copyright ИРИС, 1999-2024  Карта сайта