Хорошо забытое старое
Соболев Д.
Референдум в Чечне в вопросах и ответах
Референдум в Чечне состоится 23 марта 2003 года при любой погоде. Различные стороны (участники конфликта) придают этому событию большое значение, и каждая – по своим собственным соображениям. Не всегда они совпадают, хотя и должны быть связаны с главной идеей – Чечня – это часть Российской Федерации. Следовательно, российские граждане там должны обладать всеми правами, гарантированными Конституцией.
За многими словами, сказанными про формальную сторону референдума, скрываются различные цели – Кремль хочет выбить стул из-под Масхадова, и более не будет даже обсуждать возможность переговоров с «лицом, находящимся в розыске»; силовики найдут необходимые основания для продолжения «спецопераций для соблюдения конституционных прав»; спецпредставитель Президента Рогозин может открыто ездить в Страсбург и клеймить позором тех чеченцев, которым Конституция, принятая на референдуме, вовсе не приказ; кто-то прочитает текст и будет доказывать, что теперь нужно соблюдать все, что там записано; простые же люди просто ждут и надеются, что когда-то их беды должны закончиться…
Вопрос уже решен. Осталось соблюсти формальности.
Сделать это непросто, поскольку закон предъявляет определенные требования к проведению референдума.
Формальность номер 1. Кто затеял референдум
Проведение референдума в одном из субъектов Российской Федерации само по себе очень важно. Для кого? Если почитать закон, то не останется сомнений – затеять референдум не под силу ни одной общественной или политической организации. Власть обладает монополией на референдум, и если ее не устраивают вопросы, всегда есть возможность поставить их так, что все равно будет получен нужный ответ.
В данном случае референдум был предложен «инициативной группой граждан», которая зарегистрировалась в качестве таковой и приступила к сбору подписей.
Подписи были собраны в количестве 13000 штук, сданы в избирательную комиссию, которая их проверила и зарегистрировала эту группу и назначила дату референдума. Комиссия по проведению референдума открыла отдельный счет в банке для того, чтобы инициативная группа могла собирать пожертвования для проведения кампании в поддержку своей идеи, выдвинутой на референдум.
Формальность номер 2. Что будет обсуждаться
С этого момента стало бесполезно обсуждать что-либо, поскольку вопросы, которые выдвигаются на референдум, должны быть известны уже тогда, когда собираются подписи в поддержку инициативной группы. Их нельзя изменять ни в ходе сбора подписей, ни во время кампании за или против.
Когда мы слышим о том, что граждане обсуждают поправки в Конституцию и в текст законов, это показывает глубину непонимания всех «формальностей»… Если этого не понимают такие люди, как завкафедрой конституционного права юридического факультета МГУ, считающий, что еще не поздно внести поправки в текст, то чего можно ожидать от простых жителей, которые его не читали…
Поправки будут иметь смысл только после того, как Конституция (без изменений) будет принята и станет основным законом. И то, переходные положения предусматривают период, в течение которого внесение поправок невозможно, а далее значительно затруднено.
Итак, можно говорить о том, что инициативная группа может проводить собрания, где объяснять свою позицию по необходимости референдума и необходимых ответов на поставленные вопросы. Само обсуждение возможных поправок формально не имеет никакого смысла, поскольку на вопросы есть только два варианта ответа: ДА или НЕТ. Если не отметить ни одного или оба варианта, то такой бюллетень будет считаться недействительным.
Формальность номер 3. Кто проводит кампанию ЗА референдум, и кто ПРОТИВ
Согласно закону и «Положению о проведении референдума чеченской республики по проекту конституции чеченской республики, проектам законов чеченской республики "О выборах президента Чеченской Республики" и "О выборах в парламент Чеченской Республики" 12 декабря 2002 года N 1401» вести агитацию может только инициативная группа. Есть только одна инициативная группа, зарегистрированная в надлежащем порядке избирательной комиссией Чеченской республики, и это та группа, которая ведет агитацию ЗА референдум.
Для того, чтобы вести агитацию ПРОТИВ референдума, должна была зарегистрироваться инициативная группа противников референдума. Если такая группа не зарегистрировалась до 6 февраля (последний срок, определенный Положением), то значит таких противников нет, и проводить кампанию против референдума (согласно закона) никто не имеет права.
Формальность номер 4. Как считаются голоса
По закону, для того, чтобы референдум был признан состоявшимся, явка должна быть не менее 50% от списочного состава + один голос. Это арифметическое большинство будет определяться от количества избирателей в списках на момент начала голосования плюс все те избиратели, которые будут внесены в списки дополнительно (см. ниже).
Есть два требования – одно – для того, чтобы референдум состоялся - (50%+1 избиратель от списочного состава); второе – для принятия решения на этом референдуме – (50%+1 избиратель от тех, кто принял участие в голосовании).
Т.е. если в списках участковой комиссии 2000 человек, из них проголосовали 800, а дополнительно внесено еще 800, то для того, чтобы референдум состоялся, нужно 1401 избиратель.
Если предположить, что все 1600 избирателей, принявших участие в голосовании опустили свои бюллетени, то решение референдума будет принято (на этом участке) если за него будет подан 801 голос.
Конечно, если по каким-то участкам референдум не состоится или не будет принято решение, результат будет получен только после подсчета голосов по всем участкам.
Формальность номер 5. Сколько избирателей в Чечне
Сколько же граждан России, проживающих в Чечне, будут иметь право голоса на этом референдуме?
Это сложный вопрос, поскольку количество зарегистрированных избирателей непосредственно влияет на судьбу референдума.
Списки избирателей составляются на основе сведений, предоставленных паспортно-визовой службой в сочетании с данными полученными во время переписи населения осенью прошлого года.
Согласно переписи, в Чечне проживает 1.088.000 человек. Хотя, на 1 января 2003 года избирателей в списках – 536.000 (данные ЦИК). Данные, полученные в результате переписи населения, не могут являться основой для исправления списков избирателей, поскольку всем ясно, что зачастую люди записывались неоднократно, либо со слов родственников или знакомых.
Здесь необходимо учесть, что общее количество граждан Чечни всегда более количества избирателей. Соотношение примерно такое: из тех, кто находится в лагерях, только один из трех имеет право голоса (т.е. старше 18 лет). Из тех, кто находится в Чечне, приблизительно каждый второй имеет право голоса. Хотя данные очень приблизительны, они, как ни странно, соответствуют фантастическим цифрам, полученным во время переписи. Данные по населению Чечни, согласно оценкам независимых специалистов, сильно различаются. Общее количество жителей оценивалось от 600 до 800 тысяч… В таком случае право голоса должно быть максимум у 400 тысяч граждан… Результаты референдума должны показать, кто прав.
Формальность номер 6. Смогут ли голосовать беженцы и перемещенные лица
Главным условием для получения права голоса на референдуме является регистрация в Чечне. Кроме того, избиратель может проголосовать только на территории Чечни.
Закон не предусматривает возможности обустройства избирательных участков ВНЕ пределов Чечни, либо голосования иным способом - по почте, либо путем вызова переносного ящика для голосования на дом, если избиратель находится за пределами республики.
Итак, есть избиратели, которые находятся за пределами республики на небольшом расстоянии от административной границы Чеченской республики (см. цифры ниже). Им будет предоставлена возможность проголосовать, если они заранее заполнят заявление с просьбой такую возможность предоставить. На основании таких заявлений они будут включены в списки избирателей специально созданных мобильных избирательных участков. Специально оборудованные автобусы будут находиться рядом с границей (на территории Чечни), таких избирательных комиссий планируется создать достаточно для обеспечения голосования 10-15 тысяч избирателей. Именно столько максимально можно будет доставить специальными бесплатными автобусами из лагерей и мест компактного проживания беженцев в Ингушетии.
Кроме того, есть еще незначительное количество избирателей в Дагестане и Ставропольском крае, они будут внесены в списки избирателей по месту участков, находящихся вблизи границы.
Есть еще избиратели, которые находятся в Чечне в специально оборудованных центрах, там будут либо сформированы отдельные участки, либо избиратели будут приписаны к ближайшему участку.
Формальность номер 7. Что будет, если избиратель не внесен в списки?
Если избиратель пришел на участок для того, чтобы проголосовать и не обнаружил своей фамилии в списках, то он должен быть внесен в дополнительные списки, при условии, что он сможет доказать свою принадлежность к этому участку, предъявив соответствующий документ.
Эта формальность может нести потенциальную опасность, поскольку определенное количество взрослых в Чечне может не иметь четкой регистрации, а это, в свою очередь, может привести к тому, что один и тот же гражданин может проголосовать на нескольких соседних участках.
Формальность номер 8. Могут ли голосовать чеченцы, которые проживают вне Чечни
Если говорить о тех, кто выехал из Чечни за последние десять-двенадцать лет, то туда должны войти и русскоязычные граждане, которые родились там и были вынуждены покинуть Чечню, а также и тех, кто бежал от войны и беззакония позже. Их объединяет одно – все они получили регистрацию по месту нового жительства и таким образом утратили возможность участия в референдуме.
Однако, есть еще и более 10.000 чеченцев, проживающих в различных регионах (не считая Ингушетии), которые находятся на учете Миграционной службы МВД РФ, из которых 2800 – в Дагестане, 1100 – в Северной Осетии, 1000 – в Ставропольском крае, и 5000 – в других регионах России. Эти цифры – приблизительные, и они не говорят о том, какое количество из этих граждан имеют право голоса. В среднем право голоса имеют от 30% (в лагерях на территории Ингушетии) до 50% в тех местах, где семьи проживают полностью.
Для тех, кто находится рядом с административной границей Чечни, Миграционная служба предусмотрела возможность бесплатно приехать на территорию Чечни для того, чтобы принять участие в голосовании.
Для тех, кто проживает далеко, такая возможность может быть предоставлена, если заранее попросить об этом Бюро представителя Президента РФ в Чечне.
Повторим, что речь идет о тех избирателях, кто имеет чеченскую регистрацию и имеет право голоса на референдуме.
Формальность номер 9. Где можно почитать текст Конституции Чечни, закона о выборах парламента и президента Чечни?
Проект Конституции Чечни можно найти в Интернете, а тексты двух массивных законов отсутствуют на официальных сайтах Чечни. Их удалось обнаружить только на сайте чеченской оппозиции.
В самой Чечне тексты были отпечатаны большими тиражами и распространены «для обсуждения» в кратчайшие сроки как на русском так и на чеченском языках.
Формальность номер 10. Бюллетени
На референдуме можно будет получить бюллетени как на русском, так и на чеченском языках.
Формальность номер 11. Наблюдатели на референдуме
Для соблюдения всех формальностей неплохо иметь наблюдателей. По закону, международным наблюдателям на местный референдум не попасть, но могут быть сделаны исключения.
Похоже, что международные наблюдатели все же не приедут, принимая во внимание обстановку в Чечне и непрекращающиеся террористические акты и насилие.
Российские политические партии имеют право прислать наблюдателей и некоторые из них этим правом могут воспользоваться.
Сама инициативная группа, которая предложила референдум, также может направить наблюдателей.
P.S. При всем уважении к тем, кто организовывает этот референдум, он вызывает в памяти выборы в Советском Союзе. На выборах можно было проголосовать «за» или «против» единственного кандидата, но не было возможности ничего изменить. И сейчас, голосование на референдуме превращено в формальность, что позволяет его критикам называть все запланированное мероприятие «фарсом», тем более, что с формальностями у нас обращаются весьма вольно.
В Чечне нет и не было войны, а есть «антитеррористическая спецоперация», там нет чрезвычайного положения или комендантского часа, а есть «временные ограничения на передвижение гражданских лиц, введенные военным комендантом» и никто не гарантирован от того, что его в следующую минуту не посчитают снайпером.
В таких условиях население реагирует предсказуемо – относится к референдуму, как к необходимой процедуре, поскольку это нужно «начальству». Не очень надеется, что станет лучше, но надеется, что не станет хуже от этого проявления лояльности. И единственным способом изменить свою жизнь для избирателей стал шантаж местных властей – совершенно в стиле Советского Союза – «если не сделаете нам вот это, то не пойдем голосовать всем домом!», что конечно является сильным доводом для местного «начальства» сделать хоть что-то.
Так что же можно рекомендовать? Только одно: расслабьтесь и получайте удовольствие!
Даниил СОБОЛЕВ
13.03.2003
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Проект Конституции Чеченской Республики
Независимая Газета: Офитова С., Гликин М., Воруют все! Согласно сенсационному докладу чеченской прокуратуры, масштабы хищения бюджетных средств в Грозном превысили все мыслимые пределы
Демократия.Ру: Указ Президента Российской Федерации от 12 декабря 2002 г. No1401 «Об утверждении положения о проведении референдума Чеченской Республики...»
ЧЕЧЕНПРЕСС.Инфо: Проект закона «О выборах Президента Чеченской Республики»
ЧЕЧЕНПРЕСС.Инфо: Проект закона «О выборах в Парламент Чеченской Республики»
Полит.Ру: Казенин К., Мы все начнем сначала
Демократия.Ру: За и против чеченского референдума: демократы раскололись
Общество.Ру: Лев Левинсон: Конституция Чечни: между традициями и федеральными законами
Демократия.Ру: Горяев И., Кадырову разрешают все
|