Рай для умных
Деркач О., Быков В.
Вспоминаемых по делу и всуе тестах по системе PISA (Программа международной оценки ученических достижений, если кому-то еще не навязло в ушах) финские тинейджеры опережают российских сверстников на 40 позиций. Противники тестов с неблагозвучной аббревиатурой брюзжат, что они проверяют никак не усвоение фундаментальных знаний, а только способность применять полученные знания на практике. О’кей, практика так практика — зайдите хоть в сортиры по разные стороны границы. Это уж чтоб не повторять о дорогах, медицине, судах и дальше по списку, вплоть до мигалок, которые у полиции и амбуланса для несчастных случаев, а не у депутатов для поездок на дачу по встречке.
Может, вы не знаете, но в Финляндии социализм. Понимаемый как равенство возможностей, а не как равенство результата. Так вот, в рамках равенства возможностей: все образование в Финляндии бесплатно. Вплоть до высшего. И второго высшего. И аспирантуры. Даром. Потому что это на пользу стране. Потому что образованные лучше необразованных. Потому что они и создают то самое качество жизни — весь мир облизывается в сторонке.
Итак, запомнили: бесплатно. Начиная с первого класса. За садик в Финляндии платят, причем примерно так, как это делали в СССР, — в зависимости от доходов родителей. Максимально 240 евро, при этом 100 или чуть больше государство вернет обратно в форме пособия на ребенка, независимо от доходов семьи, сказано же: на ребенка! Но последний садиковый год дешевле: с 6 лет ребенку полагается подготовительный класс. Его организуют обычно в детсаду, и за часы, отведенные на знакомство с будущей жизнью, родитель не платит. А еще по финскому закону ребенка раз в день кормят горячей и по-фински качественной едой. И тоже безвозмездно.
В тот год, когда ребенку сравнялось семь, он обязан отправиться в первый класс. Без всяких цветов (непривычно) в середине августа (а что, уже холодно) дитя отправляется в ближайшую к дому школу. Исключений практически не бывает: по закону, если до школы больше двух с половиной километров, школьника (до 3-го класса) обязаны доставлять туда-сюда на такси за счет муниципалитета. И разбазаривать народные деньги никто не даст. Так что сказано в ближайшую, значит, в ближайшую. В ближайшей выдадут учебники (бесплатно), посадят за парту (потом пересадят, и не раз; чтобы позвоночник не искривлялся, парты стоят под углом к доске) и начнут обучать финскому языку, математике, природоведению, домоводству. И религии — с согласия родителей и в соответствии с вероисповеданием. Стойкие атеисты могут разрешить преподать ребенку нечто похожее на этику, а могут и не позволить ничего — тогда ребенок просто прогуляет урок. Возьмет, например, книгу — библиотечные полки стоят в коридоре, и доступ к ним свободный, только домой не уноси.
Никаких оценок малышам в школе не причитается. Одни слова: отлично, хорошо, переменчиво. В совсем грустном случае деликатно напишут, что требуется тренировка. С 4-го класса все по-взрослому: от 4 до 10 баллов, 10 — практически недостижимо, 4 — хуже некуда. Отдельно обсуждают поведение, но вовсе не в нашем, послушном смысле слова. Это умение работать в группе и одному, воспитанность, и — представьте себе! — стремление влиять на других в лучшую сторону. Это самое стремление учитывается и в остальных оценках — десятки без него не получить.
С 3-го класса к предметам добавляется первый иностранный язык — английский. С 5-го — второй (немецкий-французский) по выбору и желанию. Если пожелавших окажется немного, их станут возить (на такси!) на этот урок в другую школу. Русскоязычному ребенку полагается с первого класса «материнский» язык, и его тоже сложно организуют, если, конечно, пожелают родители. С 7-го класса начинают учить второй государственный язык — шведский. О нем сегодня больше всего споров: если не идти на госслужбу (там знание шведского обязательно), он мало где применим, кроме как в отдельных шведоговорящих районах. Но там и школы на господствующем языке.
Дальше все примерно как у нас, за исключением того, что в младших классах предметы объединяют (химию с физикой и биологией, язык с литературой) и домоводство преподают всем без различия пола — то есть заражают неокрепшие умы идеей равноправия. А еще в финской школе очень много пишут: всевозможные эссе призваны научить ребенка иметь свое мнение по каждому вопросу и излагать его литературным языком. Финна — и это коренное отличие от нашей системы образования! — учат самостоятельному мышлению и ответственности за себя и за других с детства.
Так проходит 9 обязательных школьных лет. А потом финский отрок встает перед камнем: налево пойдешь — профессиональное училище, направо — дорога к высшему образованию. Она пролегает через lukio, что переводится обычно как гимназия. Туда отбирают по конкурсу аттестатов, так что если намылился сразу в вуз, есть смысл учиться на девятки. Чтобы поступить потом в университет или в высшую профессиональную школу, нужно проучиться в гимназии три года (до зрелых 19 лет, армия подождет; если надо, она и до окончания вуза подождет) и пройти не меньше 75 разных курсов, из которых, по крайней мере, 47 являются обязательными. Курс — это учебная неделя: примерно 30 часов занятий и контрольная работа.
Еще раз: все, кроме учебников, бесплатно — и обязательное, и факультативное, и углубленное (и вечернее для взрослых, кстати). Обязательное — диктует государство, углубленное дополнительное — варьируется, в зависимости от «уклона» гимназии. Теперь скороговоркой за недостатком места перечисляем: 6 обязательных курсов родного языка и литературы, 3 — углубленного дополнительного, 5 обязательных и 2 допкурса шведского, 6/2 английского, 5/2 второго иностранного. 16 дополнительных курсов по другим языкам: хочешь латынь, хочешь еще какую экзотику в рамках возможностей гимназии. Продолжаем: 10/3 или 6/2 — математики (есть нюансы), 1/7 физики, 1/4 химии, 2/2 географии, 2/3 биологии, 3/2 — религии или этики, опять же с позиций вероисповедания, 1/3 философии, 1/4 психологии, 4/2 истории, 2/2 обществознания, 2/3 физкультуры, 1-2/3-4 музыки и столько же изобразительного искусства, если только гимназия не специализируется по художествам, 1/2 — знаний о здоровье. Первый курс, то есть учебную неделю посвятят opinto-ohjaus, что точнее всего перевести словом «профориентация». То есть 30 учебных часов с недорослем станут разбираться, чего он хочет и на что годен. И никакого ОБЖ — только знания о здоровье в скромном количестве. Зато языки, литература, история, математика — в изобилии, естествознание и остальные гуманитарные науки — по потребностям. На выходе четыре экзамена.
А что же те, кто выбрал профессию сразу после основной школы? Может, хоть их учат так, как собираются учить у нас: физкультуре, основам безопасности в быту и месту Финляндии в мире? Нет, и тут нечем утешить нефтяного патриота. Помимо собственно выбранной профессии, все те же курсы: 4/4 — родного языка, 1/4 второго государственного, 2/4 иностранного (обычно английского), 3/4 математики, 2/4 физики и химии, 2/4 физкультуры и знаний о здоровье, 1/4 искусства и культуры, 1/4 знаний об обществе. Знания об окружающей среде, психология, информатика — по желанию. А место Финляндии в мире все и так знают. Первое — по качеству жизни.
Ольга Деркач, Владислав Быков
24.02.2011
Статья опубликована в Новой Газете
Постоянный URL статьи http://www.novayagazeta.ru/data/2011/020/17.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Владимир Рыжков, политик : Россия - в глубокой ОБЖ
Демократия.Ру: Токарева Е., Если ты, скажем, профессор, или из другого низшего сословия…
Демократия.Ру: Кох А., Верхи-то еще могут, а вот низы — уже не хотят
Демократия.Ру: Масальцев М., Москва слезам детей не верит. Мосгордума отказалась принять доклад уполномоченного по правам ребенка
Демократия.Ру: Новый школьный портал, возмутивший блоггеров своей огромной ценой и слабым дизайном, закрылся
Демократия.Ру: Петрачкова А., Список миллионеров
Демократия.Ру: Прибыловский В., Происхождение путинской олигархии. Президентское окружение: досье, связи, возможные назначения. Часть 2
|