Столичная надбавка
Берлин Е.
Дмитрий Медведев в пятницу подписал законопроект об увеличении штрафов за ряд нарушений правил дорожного движения, в частности за такие, которые провоцируют пробки. Согласно справке Государственно-правового управления, федеральный закон 69-ФЗ, помимо прочего, направлен «на оптимизацию дорожного движения в целях повышения безопасности граждан и пропускной способности дорог».
Штрафы за целый ряд нарушений увеличились в разы. Например, стоянка на пешеходном переходе теперь обойдется российскому водителю в сумму 1000 рублей вместо прежних 300 рублей, а штраф за выезд на перекресток в момент, когда там уже создалась пробка, вырос в 10 раз – с сотни до тысячи рублей. В общем, пересказывать полностью 39 страниц текста нет смысла – закон, представляющий серьезную угрозу для личного бюджета, заслуживает того, чтобы водитель обратился к первоисточнику.
Увеличение штрафов само по себе можно было бы даже одобрить. Культура вождения в стране такова, что иногда никакое ужесточение санкций не кажется чрезмерным. Но острые дискуссии развернулись не вокруг закона как такового. Где-то между первым и вторым чтением появилась и уцелела до подписания закона президентом идея о дискриминации обеих столиц по сравнению с прочими российскими территориями: решено, что жители Москвы и Санкт-Петербурга будут платить более высокие штрафы.
Скажем, за несоблюдение требований дорожных знаков или разметки, запрещающих остановку и стоянку, вся Россия будет платить 1500 рублей, а Москва и Санкт-Петербург – 3000. Такие же штрафы за движение по полосе для маршрутных транспортных средств. Штраф за нарушение правил остановки и стоянки в целом по России будет 300 рублей, а в Москве и Петербурге - 2500 рублей. Штраф за нарушение правил остановки или стоянки на пешеходном переходе в Москве и Петербурге - 3000 рублей по сравнению с 1000 в других регионах. И так далее.
Основные аргументы в пользу такой избирательности были следующие. Во-первых, говорили авторы законопроекта, Москва и Санкт-Петербург – особые города, мегаполисы, где транспортная ситуация сложнее, чем в других городах, а ДТП приводят к более серьезным последствиям. Во-вторых, уровень доходов в обеих столицах выше, чем в остальной России, поэтому и штрафы должны быть чувствительнее.
Критики - некоторые депутаты Госдумы, представители объединений автомобилистов, эксперты и просто водители в блогах – возражали в том духе, что богатство москвичей и петербуржцев сильно преувеличивают, и далеко не всех, кто водит автомобиль в этих городах, можно отнести даже к среднему классу. А платить штрафы всем водителям придется по повышенной ставке - со столичной надбавкой - без учета фактических доходов нарушителя.
Тут вспоминается анекдот про Билла Гейтса, который заходит перекусить в аризонскую забегаловку, и на время, пока Билл обедает, она становится элитным заведением, поскольку средний годовой доход ее посетителей составляет многие миллионы долларов. Так и здесь: расчеты авторов законопроекта приравнивают небогатого москвича на 15-летнем ВАЗе к обладателю «Лексуса» и заставляют платить соответственно.
И наконец, если уж проводить различие между столицами и Россией, то логично тогда было бы назначить наиболее высокие штрафы для москвичей, а питерцам все-таки пониже – согласно официальным статистическим данным о доходах населения.
Аргумент о том, что разные санкции за правонарушения в разных частях страны нарушают принцип равенства перед законом, пока оставим юристам – вопрос, в принципе, для Конституционного суда. Но если говорить о мировой практике, региональная дифференциация штрафов в зависимости от уровня жизни в этих регионах – очень нетривиальный подход. Например, в Германии и Италии есть очень заметные диспропорции в доходах – между западом и востоком страны в первом случае и севером и югом во втором. Однако штрафы за нарушения ПДД одинаковые на всей территории.
Региональная дифференциация наказаний в России будет несомненно оправдана, если Российская Федерация станет когда-либо похожа на США, где штаты обладают широкими законодательными прерогативами. Поэтому там за одно и то же преступление в одном штате ты сядешь в тюрьму на срок в несколько жизней, а в другом - на электрический стул.
Можно представить, как московский и петербургский законодательные органы постановляют назначить своим избирателям высокие штрафы. Если у избирателей нет возражений, то и хорошо. А если есть, то недовольство будет адресовано местным депутатам, а не федеральному центру.
Евгений Берлин
22.04.2011
Cтатья опубликована на сайте Эксперт.Ру
Постоянный URL статьи http://expert.ru/2011/04/22/stolichnaya-nadbavka/
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Латынина Ю., Пробки не на дорогах. Они в головах
Демократия.Ру: Выжутович В., Наказание в особо крупных размерах
Демократия.Ру: Цыбульская М., Водителям пришлют штраф из космоса. За неиспользование ГЛОНАСС разработана система штрафов
Демократия.Ру: Зубарев Е., Закон защитил коррупционеров от честных граждан
Демократия.Ру: Рогов К., Правила нарушения правил
Демократия.Ру: Фирсов А., Закон о полицейском государстве
Демократия.Ру: Сатаров Г., Страх рождает бред. Из опытов медленного чтения
Демократия.Ру: Кочемин Ю., Берсенева А., Шипилов Е., Ольшанский А., Идут на "встречку". Главной проблемой российских дорог становятся чиновники, откровенно игнорирующие правила движения
Демократия.Ру: Наджаров А., Мухи-отдельно, котлеты-отдельно. Можно ли в России разделить власть и бизнес?
|