Аркадий Любарев: Об отказе в регистрации Партии народной свободы
Несколько лет назад я попытался перевести Федеральный закон «О политических партиях» с юридического языка на обыденный. Получилось всего два пункта:
1. Никакая партия не может быть зарегистрирована без одобрения Кремля.
2. Любая партия может быть ликвидирована, если этого захочет Кремль.
Отказ в регистрации ПарНаСа еще раз подтвердил верность первого пункта. Нет особенной нужды копаться в юридических тонкостях. Я вспоминаю, как известный политтехнолог Валентин Полуэктов отреагировал на отказ в регистрации Михаила Касьянова на президентских выборах 2008 года:
«Не допустить до выборов экс-премьера, одновременно дав зеленый свет масону с геростратовскими наклонностями – это уж слишком. Слишком явное указание на то, что власть меня презирает, что она зачислила меня, а заодно и весь российский народ, в категорию быдла».
По-моему, лучше не скажешь. Здесь – то же самое. Не зарегистрировать партию, среди лидеров которой бывший глава правительства (причем глава не в «лихие» 90-е, а в первый срок президентства «национального лидера», в период наиболее успешного развития российской экономики), бывший первый вице-спикер Госдумы и человек, в послужном списке которого должности губернатора, первого вице-премьера правительства, лидера фракции и вице-спикера Госдумы, – это тоже слишком. Это яркий показатель того, что система регистрации партий выстроена не в соответствии с Конституцией, провозгласившей политическое многообразие и многопартийность, а в целях обеспечения несменяемости власти.
Ну, а для тех, кого интересуют юридические тонкости, приведу пункт 1 статьи 20 Федерального закона «О политических партиях»:
«Политической партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:
а) положения устава политической партии противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам;
б) наименование и (или) символика политической партии не соответствуют требованиям статей 6 и 7 настоящего Федерального закона;
в) не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации политической партии;
г) федеральным уполномоченным органом установлено, что содержащаяся в представленных для государственной регистрации политической партии документах информация не соответствует требованиям настоящего Федерального закона;
д) нарушены установленные настоящим Федеральным законом сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации политической партии».
Итак, оснований отказа всего пять, но если подпункты «б» и «д» достаточно конкретны, чуть менее конкретен подпункт «в» (в последнее время понятие «непредставление документов» трактуется слишком широко), то два остальных подпункта содержат фактически необъятные возможности. Возьмем подпункт «а»: когда пишут, что положения одного многостраничного документа нужно проверить на соответствие положениям другого многостраничного документа (а тут еще и «иным федеральным законам»), то открываются безграничные возможности для произвола.
Не знаю, случайно ли совпадение, но как раз вчера Алексей Навальный обнародовал свое письмо в прокуратуру и Минюст, из которого следует, что Общероссийский Народный Фронт, едва возникнув, уже нарушил ряд важнейших положений российского законодательства. И мы в очередной раз убеждаемся в верности евангельского образа о соринке в чужом глазу и бревне в своем.
Аркадий Любарев
23.06.2011
Статья опубликована на сайте Голос.Орг
Постоянный URL статьи http://www.golos.org/a4761.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Минюст отказал в регистрации ПАРНАСа - Касьянов обвинил в этом Путина
Демократия.Ру: Кынев А., Иллюзия выбора. Система политических партий в России и избирательные права граждан
Демократия.Ру: Ворожейкина Т., Ускользающий выбор
Демократия.Ру: Любарев А., Правка избирательного законодательства – примета приближающихся выборов
Демократия.Ру: Любарев А., Кто защитит интересы избирателя? О «барьерах» и потерянных голосах
Демократия.Ру: Любарев А., Сколько можно измываться над избирательным законодательством?
|