Выборы прошли – проблемы остались
Римский В.
Выборы последних лет, проходившие в Нижнем Новгороде и в Нижегородской области, наглядно продемонстрировали результаты воплощения на российской почве худших черт «военной модели» организации избирательных кампаний, характерными чертами которых являются опора на административный ресурс и агрессивное ведение агитации в СМИ. Реализация этих подходов привела к тому, что противостояние различных группировок региональной элиты, вовлеченных в предвыборную борьбу, с каждыми новыми выборами постоянно усиливалось, каждая следующая победа достигалась за счет еще большего неприятия точки зрения соперника. В итоге региональные противоречия не находили своего разрешения, а углубляющееся противостояние элит не способствовало превращению выборов в периоды обсуждений реально реализуемых перспектив развития и препятствовало выбору оптимальных решений стратегических проблем города и региона.
В регионе сложилась ситуация, когда противостояние различных группировок уже не снижается и в период между выборами, все силы уходят на междуусобную борьбу, информационная война продолжается, а политические решения важнейших проблем города и региона подменяются PR-акциями. В регионе, обладающем немалыми финансовыми, производственными и человеческими ресурсами, постепенно снижается уровень производства, падают темпы экономического и социального развития.
Интеллектуальный, производственный и коммерческий потенциал региона очень высок: до революции 1917 года Нижний Новгород был торговым центром России, да и в советские времена Горьковская область была одним из наиболее развитых регионов СССР. Однако сейчас расколотость региональной элиты существенно мешает как представителям власти, так и специалистам и экспертам Нижнего Новгорода использовать свой потенциал для решения проблем региона. Причина этого ясна - практически каждый толковый профессионал оказался так или иначе вовлечён в работу той или иной команды, работающей по заказу одной из группировок, и испытывает недоверие и даже негативное отношение к специалистам и экспертам своих противников.
Тем не менее, проблемы региона всё равно рано или поздно решать придётся. И, если приступить к выработке стратегических решений с опозданием, то ресурсов на достижение оптимальных результатов может не хватить. Пока у органов власти и управления, у части политических лидеров региона, а также у представителей экспертного сообщества и СМИ ещё остаётся потребность и желание искать необходимые решения. Однако сложностей на этом пути остаётся немало. В частности, для специалистов и экспертов, работавших по заказам различных группировок, стало практически невозможным проведение профессионального обсуждения проблем города и региона, а тем более, совместная разработка предположительных стратегий их решения. Ведь для такого обсуждения нужна как минимум какая-то нейтральная площадка, которую никто из представителей различных региональных группировок не смог бы назвать своей: иначе специалисты и эксперты других группировок на такое обсуждение просто уже не могли прийти.
Площадка для обсуждения одной из групп проблем региона, связанных с взаимоотношениями СМИ и власти, после долгого и достаточно сложного процесса согласования интересов, была создана на круглом столе 28 февраля 2003 года, организованном Медиа программой Института развития избирательных систем (ИРИС, Москва) при участии Нижегородского центра социально-экономической экспертизы (НИЦ СЭНЭКС, Нижний Новгород). Высокий уровень заинтересованности в диалоге власти, журналистов и экспертного сообщества проявился в том, в этом круглом столе приняли участие как представители областной избирательной комиссии, администрации Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе, губернатора Нижегородской области, так и ведущие журналисты, политологи, социологи.
К чести участников этого круглого стола – диалог власти, журналистского и экспертного сообществ состоялся. Трудно было ожидать, что за один день его участники смогут прийти к каким-то содержательным решениям и выводам. Удалось лишь договориться о подписании Меморандума с призывом к журналистскому сообществу и административно-политической элите региона снизить уровень противостояния, провести переговоры и подписать общественный договор, направленный на выработку норм и правил цивилизованной политической конкуренции. Можно лишь пожелать, чтобы после подписания Меморандума поиски форм взаимодействия с целью выработки стратегических для региона решений на этом не закончились.
Владимир Львович РИМСКИЙ,
заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Меморандум участников круглого стола «Непрерывная избирательная кампания: проблема взаимодействия СМИ и власти». Нижний Новгород, 28 февраля 2003 года
|