Назначение выборов - формальность или нечто большее: экспертный комментарий Любарева
Любарев А.
С сегодняшнего дня (15 августа 2011г.) начинается период, когда Президент может назначить выборы в Государственную Думу. Вот как комментирует этот аспект наш эксперт Аркадий Любарев:
По закону решение о назначении выборов в Государственную Думу должно быть принято Президентом РФ не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. День голосования также жестко определен законом: в нынешнем году это 4 декабря. Получается, что выборы должны быть назначены не ранее 15 августа и не позднее 4 сентября.
Официальное опубликование решения о назначении выборов осуществляется в соответствии с законом не позднее чем через пять дней со дня его принятия.
Казалось бы, назначение выборов – чистая формальность. День голосования известен заранее. Остается только подписать соответствующий указ. Однако не все так просто.
От даты официального опубликования решения о назначении выборов в законе отсчитываются некоторые сроки. Например, срок начала и окончания выдвижения партийных списков, а также срок подачи этих списков в ЦИК для заверения. А выдвижение списка – это проведение партийного съезда, и такие мероприятия, естественно, планируются заранее. Закон предусматривает для выдвижения списков всего 21-дневный период; на самом деле получается меньше, учитывая, что надо еще подготовить документы для сдачи в ЦИК. При этом большинство партий по понятным причинам старается проводить съезды в выходные. Поэтому неопределенность в дате назначения выборов и дате официального опубликования этого решения осложняет партиям планирование избирательной кампании.
Стоит отметить, что выборы в Государственную Думу – единственные выборы в России, для назначения которых установлен 21-дневный период. Для назначения всех остальных выборов период 11-дневный. Почему именно так – непонятно. Все остальные выборы назначают представительные органы власти (что само по себе не слишком разумно), которые должны для этого провести заседание, а для заседаний они обычно используют определенный день недели. Так что здесь установить некоторый интервал необходимо (хотя 11 дней все равно много). А Президент может подписать указ (заранее заготовленный) где угодно: хоть в Кремле, хоть в Бочаровом ручье, хоть в Австралии.
Также вызывает вопрос 5-дневный срок для официальной публикации президентского указа. Понятно, что где-то на муниципальных выборах решение о назначении выборов публикуется в газетах, которые редко выходят. Там 5-дневный срок необходим. Но «Российская газета» выходит 5 раз в неделю, а указ Президента содержит около 600 печатных знаков. И доехать из Кремля до редакции можно за несколько минут. Поэтому нет никаких препятствий для опубликования решения на второй день после его подписания.
В связи с этим вспоминается прошлая избирательная кампания (2007 года). Тогда Президент РФ В.В. Путин подписал указ о назначении выборов в Государственную Думу 2 сентября – в последний разрешенный законом день. А опубликован этот указ был только 5 сентября. При этом «Российская газета» 3 сентября опубликовала сообщение вчетверо большего объема о том, что указ подписан, и обещала опубликовать указ на следующий день.
Смысл всех этих оттяжек был вполне ясен. Еще в середине августа 2007 года в прессе сообщалось со слов представителей партии «Единая Россия», что съезд этой партии по выдвижению федерального списка кандидатов пройдет 1–2 октября. Понятно, что планировать проведение выдвижения кандидатов на эти дни можно было только твердо зная, что указ о назначении выборов будет опубликован не ранее 3 сентября. Но если бы публикация состоялась 3 сентября, крайний срок сдачи документов в ЦИК попал бы на 3 октября, и у партии было бы крайне мало времени на подготовку документов.
Таким образом, очевидно, что действия Президента РФ (и его администрации) и руководства «Единой России» были взаимосогласованными. Вот пример проявления административного ресурса – не самый вопиющий, но очень яркий и наглядный.
В заключение отмечу, что в подготовленном нами проекте Избирательного кодекса РФ для назначения региональных и муниципальных выборов установлен 5-дневный период – с понедельника до пятницы, для назначения федеральных выборов – 8-дневный период. Все такие решения принимаются не коллегиальными органами, а должностными лицами (за исключением назначения президентских выборов, которое Конституция возложила на Совет Федерации). Решение о назначении выборов должно публиковаться не позднее чем через три дня со дня его принятия (для муниципальных выборов в исключительных случаях – не позднее чем через семь дней). И эти предложения были одобрены даже нашими оппонентами из Российского общественного института избирательного права.
Аркадий Любарев, кандидат юридических наук
15.08.2011
Статья опубликована на сайте Голос.Орг
Постоянный URL статьи http://golos-org.livejournal.com/106730.html
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Назначение выборов - формальность или нечто большее: экспертный комментарий Любарева
Демократия.Ру: Любарев А., Ликбез для избирателя – 2011
Демократия.Ру: Любарев А., Ликбез для избирателя
Демократия.Ру: Организационно-правовые основы избирательной системы Российской Федерации
Демократия.Ру: Любарев А., Сколько можно измываться над избирательным законодательством?
Демократия.Ру: Любарев А., Надо ли думать об изменении избирательного законодательства?
Демократия.Ру: Что и когда наблюдать в ходе избирательной кампании
|