Обратная сторона выборов
Кынев А.
СМИ настойчиво и широко прокомментировали официальное исключение из «Справедливой России» депутатов Госдумы Александра Бабакова, его соратника Михаила Старшинова, тренера Путина по дзюдо Василия Шестакова (экс-лидер СЕПР), а также бывшего депутата Государственной думы из Архангельска Елену Вторыгину (которая в 2007 получила мандат Миронова, а в 2011 снова передала его Миронову, когда того отозвали из Совета Федерации). Общий тон примерно такой: «дальнейшее ухудшение положения эсеров».
На самом деле в этой интонации есть существенная натяжка.
Во-первых, предвыборные миграции кандидатов и депутатов из партии в партию давно стали привычным делом в России и выборы - традиционный сезон таких миграций. Как известно, партийная система в России во многом носит искусственный характер и кандидат пристраивается туда, куда может в силу разных причин. Можно вспомнить 2007 год, когда из ЛДПР вышел Алексей Митрофанов и ряд других, менее известных товарищей. Можно вспомнить массовые (намного более массовые, чем сейчас из СР), уходы депутатов из КПРФ и т.д. и т.п.
В 2011 году (то есть сейчас) помимо перехода нескольких не самых мягко говоря известных и популярных депутатов из «Справедливой России» в ОНФ миграции переживают и все другие партии. Господин Багаряков, бывший кандидат по в 2003 списку СПС, а в нынешнюю Госдуму избранный от КПРФ, решил перейти в «партию власти». Из ЛДПР в ЕР/ОНФ перекочевали Михаил Питкевич и Олег Колесников. Будут, ближе к съездам, несомненно, и другие перемещения и еще. Однако почему-то про эти миграции такой волны жизнерадостных обсуждений нет (только если в родных регионах героев).
Во-вторых, при анализе электоральной географии хорошо видно, что голосование за «Справедливую Россию» в декабре 2007 года носило преимущественно не идеологический, а персоналистский характер. При очень слабой и странной федеральной кампании список вытянули те регионы, где во главе региональных групп были местные харизматичные политики и представители местных ФПГ. В целом электоральные всплески результатов данной партии были характеры в регионах трех типов: регионы Северо-Запада России, тесно связанные с Санкт-Петербургом; регионы, где среди региональных лидеров СР имеются региональные харизматические политики (например, Астраханская область во главе с Олегом Шеиным); регионы, где партия пользовалась в декабре 2007 года содействием региональной администрации, заинтересованной в избрании конкретного депутата Госдумы РФ по списку партии или шло массовое точечное финансирование. Средний же результат у «Справедливой России» в 2007 году был 7,74%.
Но за последнее время список регионов-пладцармов изменился. Резко усилилось положение партии в ряде регионов, где оно в 2007 было очень слабым (например, Тверская область, улучшилось положение партии на Урале и в Сибири), существенно ослаблена партия в Ставрополье. В Воронежской области (территориальную группу которой представлял Бабаков) на региональных выборах 2010 года у «эсеров» был провальный результат, а в Смоленской области (её представлял соратник Бабакова Старшинов) все было разрушено еще в том же 2007: многомесячную кампанию в области умудрились провести так, что регистрация списка партии в облдуму была отменена уже после выборов за финансовые нарушения (и мандатов ей поэтому не дали). Этот «подвиг» команды Старшинова остается уникальным в российской выборной практике. Так что пока реальное негативное изменение новые уходы могут дать только в Архангельской области (где сама Вторыгина, избранная впервые только по списку, одномандатником никогда не была), но не потому что Вторыгина там как-то особенно популярна, а потому что она связана с крупной ФПГ «Титан». И все будет зависеть именно от позиции этой финансово-промышленной группы: бизнес свои риски, как правило, диверсифицирует и одновременно может ставить на разные партии. Так что ситуация пока неоднозначна: она сложна, но не катастрофична.
И наконец, самые массовые миграции на самом деле происходят не с оппозицией, а с самой «партией власти». Так в 2007 году в список «Единой России» на выборах Госдумы РФ попало только 192 из 303 депутатов прежнего состава фракции «Единой России» в Госдуме РФ. Судя по имеющимся пока данным так называемых «праймериз» и сейчас отсев составит около трети. Часть непопавших вполне может пойти в иные списки (самые разные – и в ту же ЛДПР, и в «Правое дело» и т.д.): именно так было в 2007 году, именно так постоянно происходит на региональных выборах. Но об этом вряд ли официальные СМИ будут распространяться широко.
Александр Кынев, политолог
24.08.2011
Статья опубликована на сайте Газета.Ру
Постоянный URL статьи http://www.gazeta.ru/politics/elections2011/blogs/3743109.shtml
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Демократия.Ру: Кынев А., С фигой в кармане
Демократия.Ру: "Единая Россия" обвинила оппозицию в провокациях на выборах
Демократия.Ру: Кынев А., Дорога в никуда. Власть готова воспроизводить себя любой ценой и любыми способами
Демократия.Ру: Восстание кукол. Властям все труднее удерживать политическое поле в состоянии абсолютной подконтрольности
Демократия.Ру: Александр Кынев: «Власть борется с миражом»
Демократия.Ру: Мотилин С., Обрушение "Справедливой России"
Демократия.Ру: Вощанов П., Кремлевских окон негасимый свет. Партийная касса: судя по началу рекламной кампании, большинство партий получают деньги в одном окошке
Демократия.Ру: Морарь Н., «Черная касса» Кремля
Демократия.Ру: Ворожейкина Т., Ускользающий выбор
|